Главная Новости Молдовы

Дорога раздора: три километра асфальта стали причиной следствия

Всего через несколько месяцев после вступления Юрия Киринчука в должность министра, от дороги Скулены-Унгены к офису предприятия, принадлежащего ООО «Lefcons-agro», была проложена асфальтированная дорога, которая обошлась в государственному бюджету в 8,5 млн леев. Работы были выполнены предприятием Rutador, название которого уже фигурировало ранее в нескольких журналистских расследованиях, а также в отчете Счетной палаты.

Власти выбрали компанию без проведения аукционов. Руководство Государственной администрации автомобильных дорог объясняет, в частности, отсутствие конкурса тем, что решение было принято в период, когда была приостановлена процедура государственных закупок. Однако эксперты квалифицируют ситуацию как преступление, которое должно попасть в поле зрения прокуроров, пишет Anticorupţie.md.

Дорога протяженностью в три километра, соединившая поселок Флорены Унгенского района с трассой Унгены-Скулены, была отремонтирована и проложена в рекордно короткий срок – к концу 2015 года. Случайно или нет, но в непосредственной близости от села Флорены, где заканчивается дорога, находятся склады и холодильники для хранения фруктов ООО «Lefcons-agro», — компании, на 33% принадлежащей Юрию Киринчуку.

Как было принято решение об асфальтировании дороги на Флорены

ООО «Lefcons-агро» с юридическим адресом в селе Флорены Унгенского района была основана 26 мая 2003 года Юрием Киринчуком и Анатолием Плэчинта. Они приобрели несколько гектаров сельскохозяйственных угодий вблизи села Флорены, на которых были высажены яблоневые, сливовые, вишневые сады и виноградники. Тогда же предприятие приобрело здание и прилегающую территорию бывшего завода эфирных масел, который находится прямо на въезде в село. Помещения в настоящее время используются в качестве складов и холодильников.

Юрий Киринчук, бывший в течение нескольких лет советником от ЛП в Унгенском районном совете, в результате выборов в ноябре 2014 года получила мандат депутата по спискам либералов. 30 июля 2015 года Киринчук попал на должность министра транспорта и дорожной инфраструктуры в правительстве Стрельца, сумев сохранить свою должность в правительстве Филипа.

18 сентября 2015 года, спустя менее чем два месяца со дня своего вступления в должность, министр Киринчук подписывает распоряжение о Государственной администрации автомобильных дорог (ASD) – государственном предприятии при Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры, потребовав от АО «Drumuri Străşeni» выполнения ремонтных работ на участке дороги Скулены-Бучумены-Чоропканы Унгенского района «для обеспечения доступа в зимнее время». Документ также включает в себя и ремонт дороги, соединяющей село Флорены с трассой Унгены-Скулены. «Работы будут выполнены и профинансированы из средств, выделенных на содержание дорог, намеченных по программе распределения средств дорожного фонда на 2015 год», — говорится в распоряжении, подписанном Юрием Киринчуком. Изначально эти расходы программой предусмотрены не были.

Фирма, приближенная к ASD, асфальтирует дорогу на Флорены

Ремонтные работы и асфальтирование дороги, которая ведет к селу Флорен, начались вскоре после подписания министром распоряжения. Хотя эти работы были возложены на АО «Drumuri Străşeni», по договору подряда ремонта дороги был поручен ООО «Rutador» – предприятию, созданному и управляемому бизнесменом Николаем Малиу.

ООО «Rutador» ранее выиграл несколько аукционов, подписав выгодные контракты с ASD. На предприятии, начиная с 2014 года, работал экс-глава Государственной администрации автомобильных дорог Виталий Панурко, отправленный в отставку в конце 2013 года.

Компания фигурировала и в отчете Счетной палаты, вышедшем в мае 2014 года, в котором Государственная администрация автомобильных дорог обвиняется в мошенничестве на аукционах и отсутствии прозрачности при их организации. ООО «Rutador» фигурирует и в расследовании CIJM по обвинению примара села Зымбешты Кагульского района в некачественном ремонте дорог и по факту проведения работ, хотя аукцион был выигран другой фирмой.

Исполняющий обязанности директора ASD Вячеслав Телеман: «Дорога к селу Флорены была нужна»

Юрий Киринчук отказался комментировать ситуацию, перенаправив нас в Государственную администрация автомобильных дорог (ASD). Отвечая на вопрос корреспондента Центра журналистских расследований, исполняющий обязанности директора ASD Вячеслав Телеман сказал, что компания была выбрана без тендера, потому что к концу 2015 года процедура закупок была приостановлена. Телеман также сообщил, что на заседании Совета дорожного фонда от 21 декабря 2015 года были внесены коррективы в Программу распределения средств дорожного фонда на 2015 год, в их число входит и участок дороги Скулены-Бучумены-Чоропканы, в том числе часть, которая связывает село Флорены с автотрассой Унгены-Скулены. Отметим, что данное заседание прошло под председательством премьер-министра Георгия Брега – коллеги по партии Юрия Киринчуак.

Жители села Флорены: «Нам сделали дорогу, но у нас нет транспорта»

Село Флорены расположено в 20 километрах от районного центра Унгены и в четырех километрах от Скулен. Населенный пункт, в котором проживает чуть больше трехсот человек, относится к примэрии Скулен. Жители села Флорены рады асфальтированной дороге, проложенной до края села и утверждают, что все это связано с Юрием Киринчуком: «Хорошо, что сделали дорогу и не вывели миллионы из страны» .

С другой стороны, жители утверждают, что мощеная дорога используется преимущественно для перевозок фирмы ООО «Lefcons-agro», так как сами жители Флорен не слишком располагают транспортными средствами, а, чтобы добраться до Скулен используют более короткую дорогу. «У нас ходит автобус в район. Хорошо бы нам предложить и новый маршрут до Унген, хотя бы два раза в неделю. Мы вынуждены пешком добраться до трассы, а там ждать попутный транспорт. То ли по старой дороге, то ли по этой асфальтовой, нужно этот путь пройти пешком», — говорят жители села Флорены.

Фермер из села Флорены Михаил Мартин недоволен тем, что ООО «Lefcons-agro» оградила сад, за счет чего была сужена дорога, которая ведет к его земле: «Это общественная дорога, которая в ширину должны иметь шесть метров, но они оставили меньше трех метров от посадки. Не могу ни объединить, ни увезти урожай. Вынужден делать круг по другой дороге, более крутой, подвергая свою жизнь опасности».

Михаил Мартин говорит, что транспорт фирмы ООО «Lefcons-agro» циркулирует по дороге из щебня, недавно отремонтированной за счет примэрии Скулен. «Не хочу платить ни копейки за эту дорогу, они больше всех ею пользуются и ее уничтожают», пожаловался нам мужчина.

Что говорят представители ООО «Lefcons-agro»

Сын Анатолия Плэчинтэ – коммерческий директор ООО «Lefcons-agro» Сергей Плэчинтэ утверждает, что ремонт подъездной дороги к селу Флорены не имеет ничего общего с предприятием: «Это общественная дорога и она должна была ремонтироваться, так же, как и другие общественные дороги. Разве плохо, что отремонтировали дорогу?».

Кроме того, Сергей Плэчинтэ утверждает, что благодаря ООО «Lefcons-agro» село Флорены процветает. «Это было разрушенное село, всеми забытое. Мы дали людям работу возле дома. Люди очень благодарны, что мы там».

Эксперт: «Прокуроры должны принять меры»

Председатель Ассоциации за эффективное и ответственное руководство Олеся Стамате утверждает, что ремонт этой дороги должен был выполняться только в результате публичного тендера. «Речь идет о дороге, построенной на государственные деньги и не прошедшей через тендер. Не было ни одной аварийной ситуации. Это нарушение, как дорогу за государственные деньги, должны быть построены только на основании распоряжения министра, даже если он не имел никакой личной заинтересованности. Прокуратура должна принять меры», — отметил эксперт.