Дыра в бюджете Молдовы и способы уклонения от налогов
На объем поступлений в государственный бюджет в 2015 году, как и в 2011-2015 годы, значительное влияние оказали многочисленные налоговые и таможенные льготы, предоставленные властями при уплате таможенных платежей, размер которых составил 57,4 млрд леев. Об этом говорится в аудиторском отчете, проведенном Счетной палатой, сообщает Mold-Street.
Самый высокий уровень за последние 5 лет
Согласно отчету, только в 2015 году их сумма составила около 14,7 млрд леев, что составляет более 48% расходов годового государственного бюджета (30,1 млрд леев) и является самым высоким показателем за последние 5 лет.
«Наибольшую долю от общего объема льгот занимает налог на добавленную стоимость (НДС) на импорт и реализацию товаров, который в 2015 году составил около 11 млрд леев, что на 20% больше, чем в 2014 году», — отметили аудиторы Счетной палаты.
Таким образом, доля налоговых и таможенных льгот за 2015 год составила 12,1% в ВВП и соответственно 37,1% в национальном публичном бюджете, а в государственном бюджете и бюджетах административно-территориальных единиц – около 50,9%.
Молдова – страна duty free
К числу самых скандальных относятся те льготы, которые предоставлены владельцам магазинов duty free в стране и которые приводят к снижению поступлений в государственный бюджет.
Так, аудиторы выявили, что налоговые льготы, предоставленные магазинам duty free, выросли в четыре раза за последние пять лет: с 244,6 млн леев в 2011 году до 904 млн леев в 2015 году.
В настоящее время на территории нашей страны действует 23 магазина duty free, из которых 19 – на выездах из страны, 3 – на въезде в страну и один – для обслуживания дипломатического корпуса.
Поправкой в Таможенный кодекс было разрешено с 13 января 2012 года размещение магазинов duty free перед пунктами паспортного контроля в зоне въезда на территорию Республики Молдова, что не практикуется в европейских стран. По мнению аудиторов, данное положение нарушает принцип налоговой справедливости, так как между этими магазинами и магазинами внутри страны нет никакого различия, помимо освобождения от налогов и сборов.
«Вместо Аэропорта Кишинева можно написать «duty free Кишинев», так как неясно, куда вы попали. На границе с районами левобережья им предоставлены льготы, достигающие одного миллиарда леев. Почему румыны их убрали, а у нас половина страны duty free? Почему азартные игры настолько популярны, что им предоставлено оборудования на 85 миллионов леев в прошлом году?», — задал риторический вопрос на последнем заседании в должности председателя Счетной палаты Серафим Урекян.
19 лет налоговых и таможенных льгот
Было выявлено, что около 50 типов налоговых и таможенных льгот применяются постоянно в течение более чем 19 лет без внесения соответствующих поправок, изменений или корректировок.
Результаты аудита, проведенного Счетной палатой, показывают, что налоговые льготы, которые на самом деле представляют собой доходы, выделяемые из бюджета, которые должны быть использованы получателями в принятых целях как часть системы управления государственными финансами, не обеспечивают надлежащего управления, соответствующего их значению для экономики.
Более того, качество процесса планирования и обоснования сумм налоговых и таможенных льгот страдает от отсутствия процедур и ответственности на этом этапе для каждого органа публичной власти, по закону участвующего в этом процессе в соответствии с требованиями законодательства.
105 способов не платить налоги государству
«Непрерывный рост объемов налоговых и таможенных льгот в последние пять лет связан с расширением спектра налоговых льгот, число которых в конце 2015 года составило 105 видов. Таким образом, за последние годы количество зарегистрированных льгот увеличилось, и прослеживается тенденция к увеличению их общего объема», — говорится в отчете Счетной палаты.
Эта тенденция ведет к увеличению бюджетного дефицита и государственного долга. Еще одним последствием расширения и диверсификации льгот является повышение уровня налогообложения других сегментов.
В ходе аудита также установлено, что учреждения, наделенные полномочиями по управлению налоговыми и таможенными льготами, не контролируют соответствующим образом процесс их применения, а их функциональность ограничивается неспособностью контролировать в полном объеме применение всех правовых инструментов, находящихся в их распоряжении. Кроме того, представляются непроверенные данные.
В этой связи Счетная палата приводит в качестве примера данные, представленные министерством финансов, которые не охватывают все льготы, используемые бенефициарами. Таким образом, по сообщению министерства финансов, объем налоговых и таможенных льгот составляет примерно на 5,76 млрд леев меньше данных, расоплагаемых таможенными и налоговыми органами.
Аудиторы утверждают, что реальная и убедительная картина нынешней ситуации в отношении этих послаблений может быть получена путем проведения общей инвентаризации с кодированием каждого типа объектов, а также разработкой нового формата представления отчетности.
В числе других недостатков аудит отметил следующие:
— меры, применяемые Таможенной службой, не обеспечивают полноценного контроля над товарами, подпадающими под льготный режим за счет использования налоговых и таможенных льгот при импорте товаров, в зависимости от конечного пункта назначения;
— недостатки нормативно-правовой базы классификации долгосрочных материальных активов, предназначенных для включения в уставный капитал, вызвали импорт и введение в уставный капитал различных товаров, не соответствующих критериям для применения: производство продукции, оказание услуг или выполнение работ;
— увеличение сети магазинов duty free, расположение их в зоне перед паспортным контролем на въезде на территорию Республики Молдова, открытие их в сепаратистском регионе, а также открытие магазина беспошлинной торговли между правым и левым берегами Днестра «стали причиной увеличения налоговых и таможенных льгот с 244,6 млн леев в 2011 году до 904,2 млн леев в 2015 году;
— освобождение экономических агентов из южных районов Республики Молдова от уплаты всех таможенных платежей в 2015 году составили 1,61 млрд леев, при этом не был уменьшен или исключен риск обратного ввоза на территорию страны соответствующих товаров;
— из-за отсутствия инструментов для полной, правильной и оперативной идентификации получателей налоговых льгот и субсидий, предоставленных получателям, недополучено налогов в 2015 году на сумму 2,19 млрд леев;
— инструменты, которыми располагают Таможенная и Налоговая службы, не предоставляют никаких гарантий соблюдения бенефициарами условий, необходимых для получения налоговых и таможенных льгот. Проведение аудита после таможенного оформления с задержкой на 3-4 года после импорта и распределения товаров в виде гуманитарной помощи не обеспечивают актуальность этих мер.
По выводам Счетной палаты, социальная эффективность налоговых и таможенных льгот должна оцениваться регулярно. В связи с этим должны быть установлены целевые показатели для получателей льгот в том же порядке, как и в случае мониторинга и отчетности по займам или кредитам. Это должно повысить прозрачность политики в области предоставления и использования льгот.
Читайте также: