Главная Экономика

Как граждан Молдовы «обокрали» на 3 миллиона леев

Примерно месяц назад у граждан Молдовы были украдены три миллиона леев, и это посреди бела дня, да что там говорить, под светом прожекторов, потому что новость о краже века транслируется по всем телеканалам, и при этом никто не привлечен к ответственности.

Как граждан Молдовы обокрали на 3 миллиона леевЗа последний месяц молдавский лей потерял почти 50% своей стоимости по отношению к доллару. С 15 леев в ноябре 2014 года стоимость американского доллара в начале прошлой недели поднялась до 28 леев в кассах обмена валют (официальный курс НБМ был ниже). Общество охватила беспрецедентная паника. Сбережения молдаван в миг сократились наполовину, а заработные платы потеряли покупательную способность. Люди бросились обменивать леи в кассах обмена валют, но вскоре там закончилась валюта. Граждане, испугавшись обесценивания своих денег (цены с каждым днем росли одновременно с галлюциногенными колебаниями курса валют), бросились в супермаркеты скупать продукты.

Объяснением финансового кризиса в Молдове служит крупное ограбление, произошедшее в ноябре 2014 года, когда со счетов трех крупнейших банков Молдовы (Banca de Economii a Moldovei (BEM), Unibank и Banca Socială) таинственно исчезли около $ 1 млрд. Чтобы представить размеры этой суммы, следует отметить, что она эквивалентна 13% ВВП и 58% доходов бюджета в 2014 году. Крупная кража, по утверждениям, была осуществлена при соучастии государственных чиновников и Национального банка Молдовы (НБМ). Но так как в ноябре 2014 г. в Молдове проводились парламентские выборы, правительство сделало все возможное, чтобы остановить неумолимые последствия кражи. Как только выборы остались позади, пришло время платить за грехи. Как? Как покрыть дыру в 13% от ВВП?

В других странах для спасения банков, которым угрожает банкротство, проводятся так называемые процедуры «bailout». Но НБМ в ноябре 2014 года уже предоставил им срочный кредит в размере 3 млн молдавских леев. Можно было предвидеть, что это будет напрасной помощью. Дыра слишком большая, страна слишком бедная, процедура спасения по западной модели — не выход, не тогда, когда украдено 13% от ВВП. И тогда руководство страны и НБМ вспомнили, что у страны есть бесценный ресурс – народ. И спасти страну и банковскую систему могут деньги этого самого народа, которые они хранят под матрасом! Практически за ночь НБМ резко увеличил курс евро и доллара. Народ в панике бросился скупать евро и доллары. Через несколько дней, когда валюта в банках закончилась, НБМ сменил тактику – также за ночь лей резко подорожал, а евро и доллар пошли на спад. На следующий день в кассах обмена валют не хватало ликвидности в молдавских леях.

Ожидаемый эффект получен. Людей, доставших деньги из-под матраса, обобрали, зато банки, слава Богу, банки были спасены! Банковский сектор выручил прибыль в размере 646 млн молдавских леев, а три коммерческих банка, управляемых НБМ, заработали на разнице курса валют более 554 млн леев, что составляет 85% от всей банковской системы. Следует напомнить, что Владимиру Плахотнюку, бизнесмену и финансисту ДП, принадлежит 18% акций BEM, которые он получил летом 2011 года в результате рейдерского захвата этого банка.

Пока люди толпились у валютных касс и магазинов, молдавские чиновники соревновались в уме, объясняя причины данной ситуации – кризис в России, снижение молдавского экспорта, сокращение на 30% переводов молдавских граждан, работающих в России. Может, для рядового молдаванина, который не сидит целый день, уткнувшись носом в статистику, это объяснение звучит убедительно. Но официальная статистика рушит все эти объяснения: в конце 2008 – начале 2009 года в Республике Молдова наблюдалось более резкое снижение денежных переводов, чем сейчас, и это не привело страну к такому кризису, как сегодня (объем денежных переводов снизился с 500 млн долларов во втором квартале 2008 года до 230 млн долларов в первом квартале 2009 г.). В свою очередь экспорт в 2014 году сократился, но ненамного – в прошлом году объем молдавского экспорта составил $ 2.339.500.00, по сравнению с $ 2.428.300.000 в 2013 г. В целом, однако, молдавские внешнеторговые показатели демонстрируют значительный рост за последние 10 лет, экспорт молдавских товаров вырос более чем в два раза в 2014 году по сравнению с 2005 г. ($ 1.090.918.500). Кроме того, не будем забывать, что 53% экспорта Молдовы идет в ЕС и только 31% — в страны СНГ, следовательно, зависимость от торговли с Россией не столь велика, чтобы объяснить кризис такого масштаба, с которым молдаване сталкиваются в настоящее время.

Между тем, на прошлой неделе, чтобы успокоить панику людей, создавшуюся из-за обвала на финансовом рынке, в Кишиневе было назначено так называемое проевропейское правительство. Проевропейское правительство в прямом смысле этого слова, с вошедшими в него гражданами ЕС. Здесь я имею в виду министра экономики, уроженца Франции Стефана Брида, который в 2013 г. стал гражданином РМ. Вот совпадение, до того как войти в новое правительство, Брид был директором аудиторской компании Grant Thornton. Данная компания в 2011 году, когда осуществлялся рейдерский захват BEM, проводила аудит в трех банках, ограбленных в 2014 году, так и не выявив нарушения. В другом месте, мошенничество в Enron привело к исчезновению аудиторской компании Arthur Andersen. В Молдове же директор аудиторской компании, закрывший глаза на кражу в $ 1 млрд, назначен министром экономики! Европейский министр для успокоения избирателей, голосовавших за проевропейские партии…

Все так же для успокоения обманутого проевропейского избирателя на должность премьер-министра был назначен молодой технократ, не имеющий отношения к политике, по имени Кирилл Габурич. Проевропейские избиратели получили сильную пощечину, когда в начале этого года две из трех так называемых проевропейских партий – ДП и ЛДПМ – предпочли сформировать альянс с партией Владимира Воронина, вместо естественной коалиции с ЛП, с которой они в 2009 году создали Альянс за европейскую интеграцию. ЛП оставили за бортом, поскольку одним из ее условий было назначение европейского прокурора на должность генпрокурора РМ. Кирилл Габурич совершенно новое лицо, чтобы не сказать неизвестное, для молдавского избирателя. До назначения в правительство он с 2012 года работал гендиректором азербайджанской компании Azercell, которая принадлежала известному автократу из Баку Ильхаму Алиеву. В молдавских СМИ ходили слухи, что новый премьер якобы входит в клан Воронина, что Габурич опроверг, хотя довольно неубедительно. Вишенкой на торте стало то, что на Габурича в России возбуждено уголовное дело за незаконное пересечение границы и подделку документов. Но это же не так, он премьер, не связанный с политикой, он технократ?! А технократы сегодня в моде, особенно в Европе, поэтому проевропейским избирателям нужно быть довольными.

Остается выяснить, будет ли молчать проевропейский электорат, особенно когда его карманы опустошены. Шесть лет назад в Кишиневе в результате побоев погибли или были ранены молодые люди, участвующие в протесте против Партии коммунистов, которая не желала демократическим путем уступать власть. Эти молодые люди мечтали о Европе и проевропейском правительстве. Сегодня те, кто в ходе протестов 2009 года получил власть, замарали европейский этикет. Понятие «проевропейский» стало оберткой, за которой скрывается коалиция, поддерживаемая ни кем иным как ПКРМ. Они обесценили не только молдавский лей, но и надежды на лучшее. Рассеялась иллюзия того, что одни партии лучше других, что проевропейские партии проводят иную политику. Еще одна оранжевая революция превратилась в осколки под грудой разбитых иллюзий.

Все материалы по теме «кражи века» в Молдове с хэштегом #KRAZHA_VEKA_MOLDOVA.

Виктория Стойку,
директор программы Фонда Friedrich Ebert Румыния