Процессы приватизации в Кишиневе проходят с грубыми нарушениями закона
Публичные приобретения, приватизации и отчуждение земельных участков в Кишиневе проходят с грубыми нарушениями. К этому выводу пришли эксперты Expert-Grup в результате проведенного исследования в отношении прозрачности бюджета в Кишиневе, при поддержке Программы хорошего управления Фонда Сорос-Молдова.
Основные финансовые убытки бюджет несет в процессе приватизаций посредством имущественного найма, который чаще всего необоснован и проходит с нарушениями. Таким образом, убытки местного бюджета за 5 лет составили, по меньшей мере, 300 миллионов леев.
Приватизация земельных участков и недвижимости основываются на договорах аренды, несмотря на то, что такие приватизации невозможны. Большинство решений по приватизациям принимаются на основе простого мнения большинства Комиссии по приватизации, деятельность которой практически невозможно оценить населением. Более того, не публикуются отчеты о результатах процесса приватизации.
Также, нормативные цены на приватизацию недвижимости в Кишиневе в 10 раз ниже, чем рыночные, несмотря на то, что законодательство предусматривает приватизацию по цене не ниже рыночной. Низкие цены обусловлены отсутствием аукциона в рамках договора аренды.
Приватизация земельных участков в Кишиневе осуществляется двумя способами: на конкурсной основе и через заключение договора аренды. К сожалению, ни один из этих способов не проходят в условиях абсолютной прозрачности. Таким образом, потери местного бюджета за пять лет составляют не менее 100% от объема доходов от приватизации таким способом.
Жилищные предприниматели широко практикуют субаренду публичного имущества другим фирмам, по ценам в восемь раз выше, чем цены в первом договоре аренды. Также, некоторые предприятия не указывают стоимость субаренды, чтобы скрыть реальный доход, утверждают авторы исследования.
Участие одной и той же фирмы, формальность информирования предпринимателей, сжатые сроки информирования и участия, доказывают, что проводимые на сегодняшний день аукционы не обеспечивают транспарентность бюджета, более того, похоже, никому не нужны более прозрачные процессы.
Также, рабочая группа, ответственная за публичные закупки, создается только после того, как решения принимаются на уровне бюджетных исполнителей и совета, которые на самом деле не консультировались с общественностью, а следовательно не может быть и речи о прозрачности, профессионализме и неподкупности в этом отношении.
В период с 2011-2013 гг. силой были заняты около 50 гектаров муниципальных земельных участков. Потери в данном случае составляют от 75 миллионов леев – в условиях нормативных цен, до 750 млн леев — по рыночной цене.
В этих условиях, авторы исследования рекомендуют муниципальным властям составлять ежегодные отчеты о процессе закупок и основным проблемам в этом отношении, обществу вести мониторинг за фирмами в отношении закупок и опубликованием объявлений и контрактов по закупкам.
Читайте также: