Американские конгрессмены рассуждают о новых санкциях против России
Чего можно ожидать от российского руководства после украинского кризиса? Следует ли Соединенным Штатам увеличить свой оборонный бюджет? К чему приведут новые санкции, объявленные американской администрацией в понедельник 28 апреля против семи российских чиновников и 17 компаний?
Эти вопросы обсуждались в понедельник в вашингтонском Институте Брукингса. В дискуссии с экспертами института приняли участие конгрессмены Рик Ларсен (Rick Larsen), демократ из штата Вашингтон, и Мак Торнберри (Mac Thornberry) – республиканец из Техаса.
Конгрессмен Торнберри (он занимает пост заместителя главы Комитета вооруженных сил Палаты представителей), заявил, что, по его мнению, США следует увеличить оборонный бюджет, чтобы продемонстрировать готовность защитить свои интересы и своих союзников.
«Россия и Китай увеличивают расходы на оборону, – констатировал законодатель. – Весь мир следит за тем, что мы делаем; и если Китай или Путин решат, что мы не можем увеличить наш оборонный бюджет, то они станут агрессивнее. Увеличение оборонного бюджета, вне зависимости от цифр, продемонстрирует, что мы настроены серьезно. Такие страны, как Китай и Россия, уважают силу, и это включает, в частности, количество военных кораблей и так далее. Постепенное наращивание санкций (против России), не кажется мне особенно эффективным».
По словам законодателя, кризис в Украине существенно меняет картину мира. «Это – существенный сдвиг, – подчеркнул он. – Большинство из нас считали, что «холодная война» завершена, и дерзость этой агрессии кажется удивительной. Вывод, который мы можем сделать из этого, – что это увеличивает спектр угроз нашей национальной безопасности, с которыми мы имеем дело, и к которым мы должны быть готовы. Это очень серьезное событие, и я не думаю, что все вернется на круги своя. Часть дискуссии, которая должна иметь место, это чего стоит НАТО, в чем заключается его цель, и достаточно ли близко мы спаяны, чтобы предотвратить подобную агрессию».
Демократ Рик Ларсен, в отличие от своего коллеги-республиканца, считает, что увеличенный бюджет вовсе не означает, что он будет освоен более эффективно, и что санкции против России сработают. «Я думаю, – сказал он, – что Путина беспокоит не то, что мы будем делать с нашим бюджетом через 2-3-4 года, но то, что мы делаем с ним сейчас. Десантники ООН, которых направили в Польшу и прибалтийские страны, сигнализируют России, что наши союзники и этот альянс важны для нас. Нелетальная (военная) помощь и финансовая помощь Украине также важны.
Что касается действий сепаратистов, то уже тот факт, что они взяли в заложников членов миссии ОБСЕ показывают, насколько они непрофессиональны. Это – только на руку Западу. Да и то, что происходит в Крыму, – катастрофа для местных жителей. Что касается санкций, то Россией управляет не такое уж большое количество людей, и все они друзья Путина, так что правильно выбранные санкции будут действенными».
В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» конгрессмен Ларсен сказал, что, по его мнению, реакция американской администрации на кризис в Украине была «оперативной и решительной».
«Отправка десантников НАТО в Польшу и прибалтийские республики была четким сигналом России, что союз НАТО остается сильным и активным. Усилия, которые предприняли США по укреплению экономики Украины, также были чрезвычайно положительным шагом, который продемонстрировал России, что украинцы хотят повернуть на Запад, но что они также хотят, чтобы уважались суверенитет и территориальная целостность их страны», – подчеркнул законодатель.
«Я не считаю, – продолжал он, – что этот конфликт между Россией и Украиной является продолжением «холодной войны». Но я полагаю, что это демонстрирует, для чего существует союз НАТО, чтобы помочь нашим друзьям и союзникам и четко дать России понять, что это неприемлемо. Также важно знать, что в советские времена экономика СССР была закрытой экономикой. Сегодня Россия связана с глобальной экономикой, они не могут пойти на попятный, и в результате российская экономика гораздо более уязвима перед лицом санкций, нежели некогда советская экономика. И это будет проблемой для российского руководства».
«Я считаю, – подчеркнул Ларсен, – что сегодняшние санкции будут эффективными, и что дополнительные санкции будут весьма эффективными, коль скоро речь идет об ударе по российской экономике, которая, если честно сказать, не делит доходы между рядовыми гражданами, но концентрирует богатство в руках нескольких олигархов, и это будет для них жестким ударом. Им придется разобраться между собой – хотят ли они, чтобы страдали их карманы, потому что эти санкции ударят по ним».
«Нынешние санкции должны показать, что произойдет, если президент Путин решит применить военную силу в восточной Украине, – считает Майкл О’Ханлон, научный сотрудник Брукингского института (Michael O’Hanlon). – Это стало бы совершенно новой игрой, новым порогом, отличным от всего того, что мы видели до сих пор. Поэтому то, что я хотел бы видеть в санкциях, которые мы вводим сейчас, это чтобы они были достаточно сильными для того, чтобы показать, что может произойти, если он (Путин) будет продолжать в том же духе.
Вместо того, чтобы наказывать его сейчас в форме, которую будет очень сложно отыграть назад (хотя его необходимо наказать, и некоторые санкции уместны), однако широкие санкции, которые ударят по целым секторам российской экономики), нужно держать в резерве – на случай, если мы не увидим результата, который мы хотели бы видеть в Украине. Если мы увидим военные формирования Путина в Украине, то это потребует гораздо более массивного ответа. Он должен это видеть, и поэтому мы должны сформулировать концепцию санкций, которые можно будет реализовывать по нарастающей – если он перешагнет этот порог, осуществив военное вторжение в Украину».
«Что касается будущих намерений президента Путина, – отметил эксперт, – то можно повторить то, что конгрессмен Торнберри сказал сегодня: вся нынешняя ситуация является неожиданной и поразительной. Поэтому нам нужно быть осторожными с любыми предположениями, которые у нас могут быть сегодня. Иными словами – я не знаю. Я не могу сделать выводов о том, где Путин остановится. Но я полагаю, господин Путин стал представлять опасность.
Я не ожидаю, что мы ввяжемся в серьезную войну по этому поводу. Я не думаю, что он начнет угрожать прибалтийским республикам. Но я думаю, что нам нужно укрепить нашу способность к сдерживанию в прибалтийских республиках. И я думаю, что мир стал иным; мы еще не вполне способны это осмыслить. Если господин Путин станет представлять опасность для прибалтийских республик, то он будет представлять опасность и для США, потому что мы не можем и не станем отказываться от подписанных нами соглашений. Поэтому мы должны сделать то, что необходимо для укрепления безопасности прибалтийских республик. Я не хочу говорить об угрозах, но США связаны твердыми обязательствами по отношению ко всем членам НАТО».
Читайте также: