Главная Новости Молдовы

CIS-EMO будет наблюдать за референдумом в Гагаузии

Михаил ФормузалМеждународная организация по наблюдению за выборами CIS-EMO направит краткосрочную мониторинговую миссию на референдум в Гагаузии, который пройдет 2 февраля 2014 года. Миссия в составе двадцати человек зарегистрирована в Центральной избирательной комиссии Гагаузии.

Кроме того, CIS-EMO отмечает, что проведение в Гагаузии референдума об отношении к внешнеполитическом курсу Молдавии не противоречит законодательству республики. Такой вывод сделан на основании анализа законодательной базы Молдавии.

«Сами по себе юридические ссылки, приводимые в обоснование инициатив по назначению референдумов и сформулированных вопросов, а также проекта закона представляются вполне корректными, основанными на нормах действующего законодательства Республики Молдова и АТО Гагаузия.

Что касается допустимости вопросов консультативного референдума о внешнеполитических векторах развития Республики Молдова, то следует иметь в виду, что автономия вправе участвовать в решении вопросов внешней политики Республики Молдова. При этом сам по себе референдум, квалифицируемый как консультативный, принятия содержательных решений не предполагает, носит факультативный характер, и может быть лишь учтен при формировании позиции представителей Гагаузии при выработке тех или иных решений на республиканском уровне компетентными властями.

Согласно статье 73 Конституции Правительство и Народное Собрание автономно-территориального образования Гагаузия являются субъектами законодательной инициативы наряду с депутатами Парламента и Президентом Республики Молдова, тем более консультирование с гражданами по важным вопросам позволяет вносить более обоснованные предложения.

В отношении законодательного референдума, касающегося принятия проекта закона АТО Гагаузия «Об отложенном статусе народа Гагаузии на внешнее самоопределение», позволяющего народу Гагаузии реализовать свое право на внешнее самоопределение в случае изменения статуса Республики Молдова как независимого государства, следует отметить, что взаимосвязанные положения законодательства Республики Молдова и законодательства АТО допускают легальную правовую возможность обеспечения и защиты права народа Гагаузии на самоопределение, поскольку прямо предусматривают его право на внешнее самоопределение в случае утраты независимости Республики Молдовы.

Положительный ответ на вопрос о принятии закона «Об отложенном статусе Гагаузии на внешнее самоопределение», как это следует из статьи 4 проекта, реализуется лишь в случае изменения статуса Республики Молдова как независимого государства. Таким образом, сами по себе результаты этого референдума не могут нарушить целостность существующего независимого государства, квалифицироваться как сепаратизм, напротив, направлены на его сохранение.

Напомним, 2 февраля 2014 года в Гагаузии должен пройти референдум относительно внешнеполитического выбора Молдавии и принятия в автономии законодательного проекта «Об отложенном статусе народа Гагаузии на внешнее самоопределение». Такое решение было принято Народным Собранием Гагаузии 27 ноября 2013 года.

Жители автономии должны будут ответить на вопросы: «Одобряете ли вы интеграцию Молдовы в Европейский союз?», «Одобряете ли вы курс внешнеполитического вектора развития РМ на вступление в Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана?». Кроме того, жители региона должны дать свое согласие или несогласие на проект закона «об отложенном статусе народа Гагаузии на внешнее самоопределение».

Генеральная прокуратура Молдавии возбудила уголовное дело против руководства Гагаузской автономии за намерение провести референдум. Фигурантами уголовного дела за организацию референдума стали все без исключения депутаты народного собрания Гагаузии. Их вызвали на допрос в полицию в качестве подозреваемых. Парламентариям вменяют статью 352 УК Молдавии «Самоуправство».

Справка:

CIS-EMO была создана в 2003 года как международная неправительственная организация. Основная цель организации — содействие сохранению и развитию института выборов и общественного контроля за ними в странах с развивающимися демократическими системами. С момента своего создания миссии международного наблюдения CIS-EMO осуществляли мониторинг за несколькими десятками избирательных кампаний в СНГ и ЕС.