Разрываясь между западом и востоком — Молдова стагнирует
И ДПМ, и ПСРМ в разное время заявляли, что Молдова должна стать мостом между Востоком и Западом, но в публичной сфере, которая является ареной политической борьбы между двумя этими партиями, их месседжи различны. Такое мнение в ходе публичных дебатов на тему: „Восточная модель и Западная модель для Молдовы: отличия, преимущества, ущербность. Шансы „третьего пути”, организованных Информационным агентством IPN и Radio Moldova, высказал постоянный эксперт проекта Игорь Боцан.
Эксперт также заявил, что Республика Молдова колеблется между Востоком и Западом, и этот „крест” молдавский народ несёт на себе в силу многих обстоятельств. По его словам, будучи малым государством, Молдова фактически является островом между двумя тектоническими плитами: европейской и евразийской, и когда эти тектонические плиты колеблются, маленький остров вынужден реагировать, иначе он может быть раздавлен. Поэтому в какой-то мере можно понять, почему Молдова колеблется между Востоком и Западом. Эксперт напомнил о многочисленных официальных документах, подписанных властями, сменявшими друг друга у руля страны с момента обретения независимости. Но в целом эти документы свидетельствуют о том, что ориентация страны в пропорции 60 на 40 процентов была в пользу европейского направления развития.
„Но, к сожалению, за последние восемь лет те, кто обещал нам интеграцию в ЕС, сумели сделать много „интересных вещей”, из-за которых уровень поддержки интеграции в ЕС снизился с 70% до 40% , После того, как граждане испытали разочарование, как воодушевить их идеей интеграции в ЕС, чтобы она не встретила отторжения?”, — задаётся вопросом постоянный эксперт проекта.
Он напомнил о том, что 7 января этого года председатель ДПМ Влад Плахотнюк опубликовал статью на сайте американского телеканала Foxnews, в которой заявил, что Молдова стремится стать мостом между Востоком и Западом. После чего, месяц тому назад, президент Республики Молдова Игорь Додон заявил, что следует положить конец дискуссиям о геополитике. „Какой вывод нам нужно сделать из этих заявлений?”, — спрашивает эксперт, подчёркивая, что такое положение вещей удерживает страну на третьем пути: ни туда, ни сюда. Потому что одно дело – заявлять, что ты хочешь войти в ЕС, а другое – соответствовать стандартам Евросоюза.
„Молдавская модель – это та, которая утверждается день за днём, уже около шести лет мы движемся по третьему пути, то есть стоим на месте. Говоря серьёзно, первым политическим сообществом, к которому мы присоединились, было СНГ. Потом у нас имеется Соглашение о свободной торговле с ЕС, но у нас нет подобного соглашения с СНГ, и, за то, что мы приняли европейские стандарты, Россия наказала нас эмбарго”, — сказал Игорь Боцан.
Он напомнил и о написанной ранее статье кремлёвского лидера Владимира Путина, в которой он разъяснил, что намерен развивать Россию в соответствии с европейской моделью, но в качестве одного из полюсов многополярного мира. „В Евразийском союзе действуют президентские режимы, в Евросоюзе президентских режимов практически нет. Европейская модель имеет множество проблем, но она развивается, и она привлекательна для граждан, что доказывает волна мигрантов, прибывающих в ЕС. Наконец, Путин говорил, что если ему удастся построить Евразийский союз, то в конечном итоге будет заключено Соглашение о свободной торговле с ЕС. Недаром Молдова настаивала на внедрении Соглашения об ассоциации с ЕС и УВЗСТ, чтобы потом оказаться вместе с Россией в Европе, простирающейся от Владивостока до Лиссабона. Жаль только, что против нас были введены эмбарго. Которые были введены именно по причине принятия нами европейских стандартов”, — сказал эксперт.
Игорь Боцан отметил, что до знаменитой статьи кремлёвского лидера интеграция в Евразийский таможенный союз стояла на повестке дня молдавских властей. „И потом не кто иной, как нынешний президент Игорь Додон убеждал нас, что идея войти в Таможенный союз, минуя Украину, несерьёзна. Теперь они изменили свою риторику, но мы находимся в ситуации, когда мы должны оставаться и в СНГ, и в ЕС, имея соглашения в рамках СНГ, но также имея эмбарго. У нас нет экономического роста, и европейские чиновники сказали нам очень чётко: „вольно! И выполняйте Соглашение об ассоциации”, потому что до европейской интеграции Молдовы ещё очень далеко. Европейцы делятся с нами всем, за исключением учреждений”, — отметил Игорь Боцан.
Публичные дебаты „Восточная модель и Западная модель для Молдовы: отличия, преимущества, ущербность. Шансы „третьего пути” стали 77-ми в цикле „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов”, реализуемом при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.
Читайте также: