Главная Новости Молдовы

Выборы в Приднестровье — приговор политике молдавской власти

Вчера были подведены итоги воскресных выборов президента Приднестровья. Фактически борьба за Тирасполь шла между двумя основными политическими гигантами непризнанной республики – действующим главой государства Евгением Шевчуком и председателем Верховного Совета Вадимом Красносельским.

Выборы в Приднестровье - приговор политике молдавской властиЕще летом стало ясно, что жители левобережных территорий Днестра крайне недовольны работой администрацией господина Шевчука. Граждан возмущала и социальная политика действующей власти и отсутствие интеграционных процессов с Российской Федерации. Попытка же склонить на свою сторону избирателей указом, адаптирующим местные законы к нормативно-правовой базе России, откровенно была привязана к грядущим выборам.

В ходе электоральной гонки, которая началась задолго до дня волеизъявления граждан, местные и московские социологические агентства с завидной периодичностью проводили социологические опросы. Независимо от «заказчика» и времени проведения, результаты показывали лишь одно – победить должен Красносельский.

Таким образом, победа председателя Верховного Совета непризнанного государства была вполне прогнозируема. Попытки же его оппонентов дискредитировать будущего президента лишь придавали популярности приднестровскому политику, создав ему имидж своего рода жертвы административного ресурса.

Однако для большинства жителей Молдовы от «смены мест слагаемых» в Приднестровье мало что поменяется – в ближайшие годы неконтролируемая территория продолжит свой путь сближения с Россией.

В сложившейся же ситуации трудно не согласиться с лидером «Нашей партии» Ренато Усатым, который окрестил выборы в Приднестровской Молдавской Республике «приговором всем молдавским политикам последней четверти века».

Действительно, ни один из шести претендентов на пост главы республики даже словом не обмолвился о возможности реинтеграции двух берегов Днестра. Более того, говоря словами Усатого: «здесь мы можем наблюдать полный консенсус власти и общества». Таким образом, жители левобережных территорий Днестра вновь выбрали независимость, при том единогласно и явно не под дулами автоматов!

Возможен ли какой-либо путь мирного урегулирования конфликта кроме признания независимости Приднестровья?

К сожалению, даже если исходить из тезиса, что нет ничего невозможного, сегодня более реалистичной видится перспектива создания Новороссии, которая объединит причерноморские регионы Украины и левый берег Днестра, нежели реинтеграция Приднестровья в состав Молдовы – по крайне мере, многие на постсоветском пространстве этому бы больше обрадовались…

Если же избранный президент Додон и его единомышленники действительно хотят, чтобы наша страна наконец-то стала единым государством, а Тирасполь был административным центром субъекта Молдавской Федерации, им придется, как минимум, сделать невозможное, при том не на словах, а на деле.

Что ж, будущий президент Молдовы Игорь Додон уже отреагировал на итоги выборов в Приднестровье – в ближайшее время может состояться его встреча с Вадимом Красносельским, при том лидер социалистов готов отправиться в Тирасполь.

Однако стоит понимать, что не стоит ожидать чуда. Максимальный прогресс, которого могут добивать новоизбранные президенты – это налаживание диалога двух берегов Днестра.

Более того, все стремления молдавского лидера могут оказаться тщетны, пока в парламенте заседают Влад Плахотнюк, Михай Гимпу и прочие незаурядные личности, которые назначают министров. Вот и получится, что на словах Кишинев будет всячески демонстрировать свое стремление к диалогу, а на деле молдавские чиновники вновь призовут войска НАТО с помощью пулеметов и артиллерийских установок раз и навсегда решить приднестровский вопрос, продолжат задерживать гостей Тирасполя в молдавском аэропорту и так и не снимут блокаду поставки социально значимых товаров для жителей левобережных территорий Днестра.

Смогут ли повестись на такую «реинтеграцию» приднестровцы?! Конечно же нет!

Остается ждать парламентских выборов и надеяться, что и в нашем государстве наконец-то будет власть действительно избранная народом, что является абсолютно нормальным для любой демократической страны. Кстати, вновь, с сожалением, нельзя не согласиться с Ренато Усатым: «по этому признаку Приднестровье гораздо больше соответствует статусу государства, чем Молдова».

Так что, приднестровский конфликт, начатый по недомыслию и скудоумию некоторых политиков четверть века назад по- прежнему остается в статусе «замороженного». Всем же адекватным сторонникам реинтеграции вновь остается лишь одно – ждать…

Александр Медведев