Главная Я - Мнение

Политолог Шевченко рассуждает о будущем Республики Молдова

Политолог Шевченко рассуждает о будущем Республики МолдоваЭксклюзивное интервью агентству «ИНФОТАГ» доктора истории, политического аналитика Руслана ШЕВЧЕНКО, в котором он рассуждает о будущем региона, о сотрудничестве РМ с соседями, ЕС и США, а также о раскладе политических сил в Молдове.

Часть I. США будут контролировать эту часть Европы столько времени, сколько будут существовать Америка

«И.»: Насколько верно утверждение, что США откажутся от своего влияния на юго-западе бывшего СССР, с учетом успехов России в Сирии, и Молдова и Украина останутся один на один в отношениях с Кремлем?

Р. Ш.: Утверждение неверное. США контролировали ситуацию на территории СССР и в советские годы, обладали возможностью поддерживать и продвигать «наверх» перспективные и масштабные фигуры (Иван Бодюл), которые осуществляли важные и перспективные для того времени реформы – концентрацию и специализацию сельскохозяйственного и промышленного производства. Эти меры были осуществлены на Западе в дальнейшем – сегодня мы видим четкое районирование стран Запада и ряда неевропейских государств по производимым продуктам – каждая страна специализируется на одном-двух продуктах, которые и поставляет на европейский и мировой рынок. В начале 90-х возможности США влиять на ситуацию в бывшем СССР, и, в частности, на его юго-западе, где находилась Молдова, выросли неизмеримо, и будут расти в дальнейшем.

Отказа США от контролирования за ситуацией на юго-западе бывшего СССР нет, и не будет столько времени, сколько будут существовать США. В том числе и потому, что экономический потенциал РФ не идет ни в какое сравнение с потенциалом США (ВВП США более чем в 8 раз больше ВВП РФ, расходы США на оборону многократно превосходят российские, в РФ наблюдается устойчивый экономический спад). Еще одной причиной этого является то обстоятельство, что включившись в сирийскую войну, Россия получила второй Афганистан, из которого уже не может выйти без серьезных имиджевых потерь лично для Владимира Путина и его политики в глазах населения России.

США, Турция и страны ЕС будут методично подпитывать сирийских повстанцев ровно настолько, чтобы Россия вбрасывала в эту войну все новые миллиарды долларов без решающего успеха для себя. В среднесрочной перспективе это станет тяжелейшей гирей для российского бюджета.

Молдову, а тем более крайне важную для США в Восточной Европе Украину, США не оставят и будут всячески помогать – как через МВФ, ВБ, ЕБРР и другие финансовые структуры (в случае РМ – еще и при содействии Румынии). Любая попытка РФ при помощи Партии социалистов (ПСРМ) добиться власти в РМ и осуществить реальные усилия по развороту республики на Запад, будут быстро оборваны «кишиневским майданом» и прозападным государственным переворотом. В этом случае спасти власть сможет только своевременная и быстрая переориентация политики на Запад, как это, хотя и в других условиях, осуществил после провала «Меморандума Козака» Воронин.

«И.»: Как Запад, прежде всего ЕС, способны влиять на ситуацию в регионе, понимая, что в этих государствах есть элита, политики и граждане, которые являются приверженцами европейского пути развития, конечная цель которого – членство в ЕС?

Р.Ш.: На ситуацию в РМ оказывает влияние, прежде всего, США, а не ЕС. Евросоюз – всего лишь младший партнер США, который находится под полным контролем Вашингтона. США, при необходимости, направляют и корректируют политику ЕС в отношении РМ. Типичный пример, когда представители ЕС в январе 2015 г. уже было согласились на коалицию ЛП-ДП-ДПМ, вмешательство США заставило правящую коалицию выбросить из своих рядов зарвавшуюся в своих амбициях ЛП – в «воспитательных» целях, чтобы не очень «зарывалась».

США и ЕС имеют множество возможностей влиять на молдавскую политическую элиту и в целом ситуацию в РМ.

ПЕРВОЕ — через тщательный отбор перспективных молдавских политиков и выдвижение их на политическую арену.

ВТОРОЕ — путем финансирования важных для США и ЕС политических формирований и проектов, а при необходимости – массовых протестов, осуществляемых, чтобы «поторопить» власть в реализации ожидаемых реформ.

ТРЕТЬЕ — стимулированием конкретных политических фигур, имеющих будущее в РМ, посредством грантов, проектов, международных мероприятий, создания благоприятного фона для личного бизнеса, что позволяет этим фигурам быстро и успешно обзавестись состоянием. Одновременно на них накапливается и компромат, так как бизнес практически всегда осуществляется с нарушением тех или иных норм законодательства, а также компромат личного характера (вроде порно-видео с участием «человека, похожего на Филата»), контроль банковских счетов и состояния на Западе и в РМ. При необходимости все это может быть «обрушено» в СМИ для компрометации политика и краха его политической карьеры.

Также Запад во главе с США оказывает поддержку прозападным правительствам и при необходимости, например, в случае пророссийских антиправительственных акций и попыток силового разворота ситуации в пользу левой оппозиции, может дать разрешение на применение полиции и спецназа для восстановления порядка и задержания зачинщиков беспорядков. Легкомысленные, шапкозакидательские заявления некоторых сторонников левых сил в РМ, воображающие, что они могут «скинуть эту власть» без согласия США в действительности означают обычную безответственную болтовню на потребу избирателям, что не имеет ничего общего с действительностью.

«И.»: С нарастанием влияния России в этом регионе получат развитие и поддержку настроения другой части элиты, политиков и населения, которая ратует за сближение с Евразийским союзом (ЕврАЗЭС) и даже членства страны в нем. Насколько такая перспектива может усиливать противостояние в РМ?

Р.Ш.: Эта перспектива может усилить противостояние в молдавском обществе в том случае, если руководство РМ, независимо от того, какие политические силы будут в нем представлены, не сумеет добиться реального улучшения экономической ситуации и повышения уровня жизни граждан страны. Так как прозападная часть населения РМ всегда будет вести себя активно, стремясь защитить проевропейское будущее РМ, могут иметь место столкновения противостоящих друг другу группировок. Но если властям удастся добиться пусть медленного, но устойчивого повышения благосостояния граждан, то, как показывает опыт правления Партии коммунистов (ПКРМ), число сторонников ЕврАЗЭС и «пророссийского» политического вектора будет снижаться.

Часть II. Реальная борьба с коррупцией – главное требование к РМ со стороны ЕС и США

«И.»: Как на эту ситуацию может влиять Приднестровье, власти которого поддерживают с Россией тесные политические, экономические, финансовые интересы и связи?

Р.Ш.: Сегодня финансово-экономическое положение этого региона РМ крайне тяжелое и будет усугубляться еще больше, после отмены торговых преференций. Это означает, что уже в 2016 г. экономика Приднестровья может стать «иждивенцем» российской, которая сама, как показывают результаты 2015 г., находится в процессе спада. Будут также сказываться возможности РМ и Украины по дальнейшей изоляции Приднестровья от остального мира и со временем – его окончательного экономического удушения и развала.

В силу названных причин возможности Приднестровья повлиять на ситуацию в остальной части РМ не слишком велики. Они могут быть сведены только к попыткам заброса на территорию правобережной Молдовы пророссийских активистов с пропагандистскими, а в случае обострения ситуации – террористическими целями. В экономической сфере регион может повлиять на ситуацию в остальной части РМ направлением больших сумм иностранной валюты или же фальшивых молдавских леев. Однако попытки такого рода со стороны Приднестровья, если они будут иметь место, приведут не только к их довольно быстрому пресечению, но и ответным действиям РМ, возможно, в союзе с Украиной, что еще больше осложнит политическую и особенно социально-экономическую обстановку в регионе, что потребует от России экстренных дополнительных финансовых «вливаний». Поэтому такой вариант развития ситуации маловероятен.

«И.»: На Ваш взгляд, что могут придумать в Вашингтоне и Брюсселе вместо проекта «Восточного партнерства» (ВП), который не на все 100% решил возлагавшиеся на него задачи?

Р.Ш.: Сегодня США и особенно ЕС заняты другими проблемами – беженцами из стран Ближнего Востока, сирийским кризисом и ценами на нефть, которые надо непременно снизить для нанесения более сокрушительного удара по российской экономике. Поэтому ситуация в Украине, РМ и других странах ВП временно отодвинута на потом и нет разработок нового плана, призванного заменить ВП. Но когда вопрос с беженцами ЕС более-менее решится (в данном случае неважно, каким именно образом), когда РФ будет окончательно втянута в войну в Сирии и налажен процесс человеческой и финансовой подпитки оппозиции в этой стране, чтобы со временем, все же, добиться падения действующего режима в Сирии, и решены проблемы, связанные с постепенным понижением цен на нефть, – тогда следует ожидать реализации нового сценария «приближения» стран бывшего СССР к ЕС.

Создание такого плана витает в воздухе, ибо ВП себя на этом этапе исчерпало, перспектив вступления в ЕС и НАТО у стран бывшего СССР пока нет, и это ставит вопросы перед властями этих стран и частью населения, ориентированного на Запад: «ВП уже нет, членства в ЕС и НАТО еще нет, что дальше? К чему стремиться?». Им надо показать цель, к которой они будут двигаться ближайшие 10 лет, и стимулировать к тому же и граждан своих стран. Формулированием такой цели и будут заниматься США и ЕС, причем, весьма скоро.

«И.»: У Вас нет такого ощущения, что власти РМ за несколько лет просто «заболтали» понятие европейской интеграции страны, слабо подкрепляя его конкретными действиями?

Р.Ш.: Да, интеграция РМ в ЕС «заболтана», потому что кроме красивых обещаний и разработанных широко разрекламированных документов по дальнейшей интеграции РМ в ЕС практически никаких реальных шагов не сделано. Это связано с несколькими причинами.

ПЕРВАЯ. Нежеланием бороться с коррупцией (это требование сегодня главное из тех, которые предъявляют США и ЕС к РМ), так как власти страны понимают, что реальная борьба с коррупцией означает выкорчевывание родственных и приятельских отношений, на которых держится бизнес и политическая система РМ. Это автоматически приведет представителей действующей власти, если она вздумает начать борьбу с коррупцией всерьез, либо на скамью подсудимых, либо в долгосрочную политическую эмиграцию. Понятно, что такого не хочет никто, вне зависимости от того, является ли партия левого или правого толка.

ВТОРОЕ. У чиновников и рядовых граждан РМ еще с советских времен есть понимание Запада, как некоего центра, где можно отдохнуть, расслабиться, погулять по историческим местам, вести успешные проекты в бизнесе. Но только не изучать образ жизни, мышление европейцев, способы решения ими проблем, организацию быта, отдыха, городского хозяйства, транспорта, дорог и другой инфраструктуры. Хотя бы так, как это сделал Саакашвили в Грузии. До тех пор, пока такое положение будет сохраняться, реальная интеграция РСМ в ЕС останется лишь на бумаге.

«И.»: Как бы Вы прокомментировали тот факт, что РМ потеряла на востоке 35% своего объема торговли, сумев возместить его в ЕС только на 18%?

Р.Ш.: Это объясняется очевидной недальновидностью властей РМ, их неумением и нежеланием извлекать уроки из ошибок прошлого. Уже после провала «Меморандума Козака», в конце 2003-2004 гг. в РФ раздались угрозы применить против Молдовы «в наказание» эмбарго на поставки вина в Россию. Но вместо того, чтобы немедленно приступить к диверсификации рынков сбыта вина, заставить экспортеров быстрее искать новых партнеров в других странах, кроме России, коммунистическое руководство РМ ничего не сделало для решения проблемы, надеясь, что она сама по себе «рассосется». В результате, когда РМ ввела новые таможенные печати 3 марта 2006 г. и не предоставила их Тирасполю, Россия, защищая сепаратистский режим Приднестровья, ввела против РМ «винное» эмбарго.

Но РМ выиграла эту войну и заставила Путина и Ко согласиться на возобновление винного экспорта в РФ без передачи таможенных печатей приднестровским сепаратистам (ноябрь 2007 г.). Власти РМ, что при Воронине, что после него, из происшедшего не извлекли урока. В результате, когда в сентябре 2013 г. РФ ввела (в отместку за предстоявшее подписание РМ Вильнюсских соглашений с Евросоюзом) новое «винное» эмбарго, подкрепленное в июле 2014 г. запретом на поставку сельхозпродукции.

Часть III. Цель платформы DA и «Нашей партии» — спровоцировать реформирование системы управления в РМ

«И.»: Почему власти не прислушались к мнению тех, кто предупреждал о таком развитии ситуации в торговли с Россией?

Р.Ш.: Даже я, историк, неоднократно предупреждал, что власти РМ должны переориентировать экспорт. Но этого не было сделано. В результате произошло то, что предсказывалось – возместить потери от резкого сокращения экспорта в РФ ростом экспорта в страны ЕС не удалось. РМ теперь работает над поиском новых рынков сбыта. Вопрос в том, почему нельзя было это предвидеть раньше, ведь если сказанное понимал автор этих строк, не являющийся экономистом, то специалисты тем более должны были понимать это лучше нас.

Политическому классу РМ следует уяснить, что РФ, по крайней мере, при Путине, никогда не будет для Молдовы стабильным экономическим партнером. Что над ее связями с РМ всегда будет довлеть политический фактор (положение русскоязычного меньшинства, русского языка в Молдове, статус Приднестровья и российских войск в левобережье Днестра). Поэтому Молдова должна предпринять серьезные усилия для дальнейшей диверсификации рынков сбыта своей продукции и помимо стран ЕС, которые квотируют ее размеры, включая страны Азии и Африки. При этой ей не следует рассчитывать больше на восстановление прежних объемов экономического сотрудничества с РФ, если РМ вновь не хочет понести гигантские экономические потери.

«И.»: Насколько серьезными для восприятия Вам представляются утверждения главы МИД РМ Натальи Герман, что Кишинев в 2018 г. подаст заявку на вступление в ЕС, а в 2020 г., когда Румыния будут председателем в ЕС, станет полноправным членом этого союза?

Р.Ш.: Это будет зависеть от двух принципиально значимых факторов.

ПЕРВЫЙ. Будет ли Кремль вести политику военной эскалации в ряде стран, в частности, в Украине, Сирии, а также открытой политической и экономической поддержки сепаратистов Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, поскольку Путин уже заявлял, что допускает проведение «локальных» войн с участием армии РФ и в других «проблемных» регионах.

ВТОРОЙ. Если власти РМ начнут реально бороться с коррупцией, достигнув успехов. Если оба этих фактора «сработают», то США и ЕС, которые сегодня не обещают РМ скорое членство в ЕЧС, могут пересмотреть представления на этот счет, разрешив РМ подать заявку на вступление в ЕС даже и в 2018 г.

Что же до полноправного членства РМ в ЕС в 2020 г., то, хотя мы не столь оптимистичны, можно с уверенностью сказать, что в случае, если будут задействованы перечисленные выше факторы, то дата вступления РМ в ЕС серьезно приблизится и может стать реальностью уже в 2020-е годы.

«И.»: О какой реальной европейской перспективе РМ можно говорить на ближайшие три года, если вспомнить, что проевропейские правительства всех АЕИ обросли шлейфом коррупционных скандалов?

Р.Ш. Она может появиться у РМ в том случае, если сейчас, на рубеже 2015-2016 гг., произойдет переформатирование правящей коалиции и начнется реальная борьба с коррупцией. Это сегодня — главное направление интеграции РМ в ЕС с точки зрения США и ЕС. Если в течение 2016-2017 гг. и до первой половины 2018 г. она будет давать результаты и при этом начнет повышаться уровень жизни населения, то представители ЕС сами заговорят о необходимости предоставления РМ ясной европейской перспективы.

«И.»: Какова вероятность прихода к власти в РМ левых сил, ратующих за сближение страны с Россией?

Р.Ш.: В настоящее время такой перспективы не существует. Есть вполне определенная позиция посла США Джеймса Петтита и представителя ЕС в РМ Пиркки Тапиолы, согласно которой никаких досрочных выборов быть не должно, ибо они могут привести к власти левые силы. Этим и руководствуются власти РМ.

ПСРМ ограничена в своих действиях предупреждениями того же Петтита о необходимости соблюдать действующее законодательство, и потому сможет месяцами сидеть на улице с бессильным протестом. «Наша Партия» Ренато Усатого вообще не является пророссийской силой, а действует в связке с неофициальным лидером ДПМ Владом Плахотнюком. Их общей политической задачей сначала было устранение ныне уже бывшего лидера ЛДПМ Филата. А когда эта задача была осуществлена, появилась новая – совместно с прозападной платформой «ДА» спровоцировать реформирование существующей системы управления РМ. При этом платформа останется правым, проевропейским формированием, а «Наша партия» будет вести такое же давление, но с левого фланга. В то же время оба эти формирования будут официально ненавидеть друг друга и считаться врагами. В наибольшем выигрыше от этого окажется ДПМ. Если этот вопрос будет в той или иной степени решен, то ликвидация палаточного городка ПСРМ осуществиться автоматически и без проблем для власти.

Перспектива прихода к власти левых сил, однако, существует в том случае, если создающаяся ныне правящая коалиция за 2016-2017 гг. не достигнет видимых социально-экономических успехов. Кроме того, серьезнейшее влияние на ситуацию в РМ могут оказать результаты президентских выборов в США в ноябре 2016 г. В случае прихода к власти Республиканской партии новое руководство США изменит курс и соответственно приоритеты в отношении поддержки политического класса РМ. Это чревато тяжелыми потрясениями в молдавской политике, включая реформированием коалиции или победой левых.

«И.»: Если такое случится, то способны ли в Москве придумать нечто сходное с Соглашением об ассоциации, или же Кремль будет выстраивать отношения в духе «старшего брата»?

Р.Ш.: В условиях, когда экономический и военный потенциал РФ превышает аналогичные потенциалы всех стран ЕврАЗЭС вместе взятых, а в России господствует агрессивная, шовинистическая риторика в отношении всех государств, которые не поддерживают политику Кремля (в том числе и РМ), — Москва будет выстраивать отношения только в духе «старшего брата». Это вызовет, по крайней мере, в РМ, массовые протесты и неизбежный в этом случае прозападный государственный переворот, оплаченный США и ЕС. Если только центральная власть РМ под давлением протестов сама не сманеврирует в сторону Запада.

Часть IV. Интерес к унионизму в РМ «подпитывают» политики крайних политических флангов – правого и левого

«И.»: Как в такой ситуации поведет себя Румыния и та часть населения РМ, которая выступает за объединение РМ с Румынией?

Р.Ш.: В Бухаресте развернется пропагандистская шумиха о том, что РМ «идет в Россию», и надо всячески помогать прозападным силам. Это связано с тем, что румынские политики и аналитики контактируют в Молдове преимущественно с лицами правой и крайне правой политической ориентации, верящими в такое объединение. Ко всем остальным политическим силам они относятся с неприкрытым недоверием. Из-за этого у румынского политического класса и политологов существует исключительно искаженное представление о том, что реально происходит в РМ. Именно по этой причине и разрабатываются сценарии ситуации в РМ, не имеющие ничего общего с действительностью.

Вред этого для РМ в том, что значительная часть политиков, так или иначе связанных с Румынией, механически передают в РМ эти нелепые представления и страхи, в том числе из собственных политических интересов, что только разжигает страсти в Молдове. Им на руку играет откровенно экстремистская позиция ряда российских политиков и СМИ, которые поддерживают приднестровский сепаратизм, требуют вернуться в Молдове к языковому режиму, существовавшему до 1989 г. (то есть фактическому главенству русского языка), непрерывно твердят о якобы неизбежном объединении Молдовы с Румынией.

Такую позицию российских СМИ и политиков нельзя назвать иначе, как подарком для сторонников объединения, как в Молдове, так и в Румынии. Унионисты активизируются в Румынии и в РМ в преддверии 100-летия «великого объединения» 2018 г.Их лидеры будут имитировать бурную деятельность с целью, как им представляется, «осуществления объединения уже в 2018 г.». Однако следует однозначно сказать, что ни США, ни ЕС никогда не поддерживали, и не будут поддерживать объединение РМ и Румынии. Вот почему мечты унионистов в обеих странах — утопичны. А если Россия развалится на множество государств, что ожидается в ближайшие 10-летия, надобность в существовании Румынии (создана в 1859 г. для недопущения распространения российского влияния на Балканы) отпадает, и можно запускать процессы распада румынского государства. Предпосылки для этого уже создаются, в частности, в Трансильвании. В этом случае, ни о каком объединении остатков Румынии с Молдовой не придется говорить вообще.

«И.»: Что должно произойти в РМ, что бы лишить «питательной среды» объединительные настроения молдавского обществе, или такие настроения, равно как и открытые призывы к объединению, к примеру, заявление союза писателей РМ, нужно воспринимать как элемент «демократии и свободы выражения»?

Р.Ш.: Крайне левые и крайне правые в РМ идеологически «подпитывают» друг друга. До тех пор, пока в стране есть силы, которые высказываются за ориентацию на РФ и ЕврАЗЭС, и пользуются популярностью в СМИ России, которые исподволь, скрыто и открыто призывают население РМ отказаться от прозападного вектора, подразумевая замену его пророссийским – унионисты в РМ всегда будут иметь идеологическую базу. Она будет подкреплена, к тому же, документально, конкретными заявлениями молдавских левых либо же российских деятелей и СМИ России или же русскоязычных СМИ в самой Молдове. Любые высказывания в пользу России самого Путина в Молдове в среде крайне правых немедленно получают активное освещение в прорумынских СМИ.

Таким образом, все пророссийские и левые СМИ и их сторонники своими действиями активно помогают существованию и укреплению прорумынских настроений. И наоборот, прорумынские силы своими действиями и заявлениями помогают укреплению пророссийских группировок в РМ. До тех пор, пока левые в Молдове и влиятельные молдавские СМИ, пишущие или вещающие на русском языке, не перестанут скрыто или открыто поддерживать Россию и особенно Путина – унионисты в Молдове имели, имеют и будут иметь поддержку.

США и ЕС резко негативно относятся к идее унионизма. Поэтому последовательное проведение политики интеграции РМ в ЕС, причем, напрямую, а не через Бухарест, публикация в СМИ материалов о том, как в действительности относятся в Вашингтоне и Брюсселе к «объединению», приведет к тому, что граждане РМ поймут, что интеграция в ЕС не ведет к слиянию Молдовы и Румынии. Это существенно уменьшит число сторонников объединения с Румынией в обществе и сведет их к относительно незначительной группе политических маргиналов, которые не смогут никак влиять на политический курс Молдовы. Поэтому добиться реальной победы над унионизмом можно лишь пресечением пророссийской пропаганды в молдавских СМИ, и реальной интеграцией Молдовы в структуры ЕС.

Руслан ШЕВЧЕНКО