Главная Новости Молдовы

Тысячи директоров школ в Молдове принудительно лишат должностей

Тысячи директоров школ в Молдове принудительно лишат должностейДесятки лет отдале школе, и вот уходят. Кто-то — без сопротивления, кто-то — обещая вернутся — всем чертям назло. Но все — с затаённой на систему обидой. Более тысячи директоров школ, детсадов, профессиональных школ, колледжей одним росчерком пера отправлены в отставку: невзирая на опыт, личные качества и отношения с детьми и коллективом. Шанс вновь возглавить свои же учебные заведения есть: всем им придется пройти через горнило конкурса. Такова реформа Минпросвета. Ее смысл — равные шансы для всех. Екатерина Мищишина вникала во все «за» и «против».

«Я когда-то был назначен приказом, и со мной был составлен договор, в то время устный а как известно, закон обратной силы не имеет. Поэтому меня нельзя было уволить 23-го марта в соответствии с этой статьёй», заявил Павел Макарь, директор лицея им. Симбирского.

«Так поступали великие диктаторы! Вспомните 30-е годы прошлого столетия: что делал Сталин с народами СССР, как самые лучшие специалисты, полководцы, были ликвидированы, или в лучшем случае отправлены в гулаг. Сегодня мы, руководители школ, попали под каток жалкой системы. И все жертвы — ради «реформ» в образовании.»

Крик души, обнаживший всю гамму чувств педагога и руководителя со стажем. Иного способа противостоять, чем выложить свои горькие строки в социальных сетях, у директора одного из столичных лицеев не было. Ни его, ни 1 300 других таких же как он, никто не спрашивал. Приказ есть приказ. При этом многие из них реформу в образовании поддерживали — в теории хороша, а вот в частности — много вопросов.

«Мы потеряли отпуск, и право на материальную помощь, значит целый год мы будем без отпуска благодаря вот этим интересным начинаниям в области реформ образования», заявил Павел Макарь, директор лицея им. Симбирского.

Павел Макарь уже 35 лет руководит столичным лицеем им.Сибирского, теперь он, как и многие другие, заключил договор и стал исполнять обязанности директора — с приставкой «И.О» он будет работать полгода. Тогда проведут конкурс, на основании которого выберут нового руководителя. Кто выиграет — человек новый, или директор со стражем — покажет время.

«Всем чертям назло, в частности руководителям министерства, и обьязательно выйграю «, заявил Павел Макарь, директор лицея им. Симбирского.

Валентин Березовски возглавляет лицей с художественным уклоном имени Березовского. Он теперь тоже — ИО. Но оптимизма не теряет. Уверен — директора, за десятки лет доказавшие свою компетенцию, вне конкуренции.

«Тот, кто на самом деле на протяжении многих лет делал что-то хорошее, и под его руководством учреждение показывало отличный результат, не должен боятся конкурса, или искать где-то правду», сообщил Валентин Березовки, директор лицея им.Березовского.

Правда, ограничение Минпросвета, не допускающее к конкурсу тех, кому больше 65 лет, он считает неправильным.

«Министерство просвещения должно вернутся к этому вопросу. Есть медицинская комиссия, человек проходит её, приносит документ, что он здоров, почему бы ему не участвовать в конкурсе, если учебное заведение показывает хорошие результаты», сообщил Валентин Березовки, директор лицея им.Березовского.

Кандидаты, прежде чем подать заявку, должны будут получить допуск к конкурсу от Минпросвета. Для этого им придётся сдать экзамен. Вопросы будут касаться кругозора, законодательной базы, закона об образовании, трудового кодекса, защиты прав ребёнка. Тех, кто пройдёт тест, ждёт следующий этап: собеседование с работодателем, то есть управлением образования города или района, либо министерства которому подчиняется учреждение.

«Зачем министерство себе оставляет этот момент? Чтобы влиять или пропускать, кого угодно им а кого нет? Оставив себе этот процесс тестирования, они оставляют себе право провести через сито министерства тех, кто, по их мнению, должен пройти на следующий этап «, заявил Павел Макарь, директор лицея им. Симбирского.

О том, что кто-то сможет воспользоваться лазейкой, заговорил даже мэр столицы, от педагогики далекий.

«Это экзамен, во-первых, для государства, министерства, мэрии, и управления образования, экзамен на транспарентность. Если конкурс будет проходить по линии партии, то вся реформа будет дискредитирована», заявил Дорин Киртоакэ, мэр столицы.

На все вопросы о том, насколько велик шанс, что кресла директоров станут продаваться, в минпросвете отвечают однозначно: все конкурсы будут транспатентны, а на экзамене кандидаты в директора впервые почувствуют себя как ученики, сдающие бакалавр под прицелом видеокамер.

» Всем кандидатам объявим, что они должны пройти тесты. Один устный, другой — письменный. Писать будут в помещении, которое находится под мониторингом видеокамер — все с этим согласились.
в том числе и мэр, или столичное управление. Собеседования тоже будут записываться — на видео или аудио», сообщил Игорь Гросу, вице-министр образования.

Все перепетии на уровне директоров и министерства проходят вдали от глаз и ушей учеников. Но и у них есть свое мнение о том, каким должен быть руководитель их родных пенатов.

«Вообще это важно, если директор хороший человек, умеет говорить взбодрить то это очень важно для нас»

«Фигура директора очень важна так как чем больше у него стаж и опыт работы в лицеях и школах тем самым он опытней будет и лицей будет процветать.»

» У нас директор очень хороший, он очень приятный мужчина и если есть какаято проблема то к нему всегда можно подойти и спокойно поговорить по тому что бывают такие директора к которым не подойдёшь »

В Министерстве уверены — хороший человек — не профессия. Качество это — не последнее, каким должен обладать руководитель, но предпочтение — управленцам от Бога.

«Нам нужны хорошие менеджеры, так как профиль руководителя изменился. Это больше не преподаватель в большей степени, как было раньше, а именно директор. Он или она должны обладать знаниями в области управления кадрами, распределении бюджета, и априори они должны быть знакомы с менеджментов в образовании», сообщил Игорь Гросу, вице-министр образования.

По статистике, из общего числа руководителей треть было назначенно указом. Если бы не реформа, они занимали бы свое кресло до конца своих дней. Остальные были набраны по новой системе — на конкурсной основе, сроком на пять лет. Этой реформой всех уравняют. Между тем вопрос о ее легальности и о том, нарушает ли реформа права директоров, в частности, их право на труд, дошел до Коституционного Суда. Именно там поставят точку в этой дилемме.