Главная Новости Молдовы

Лянкэ о коррупции, парламентских лобби, России и ПКРМ

Лянкэ о коррупции, парламентских лобби, России и ПКРМФеномен коррупции глубоко проник в государственные учреждения. Сам премьер-министр признает это, который утверждает, что без борьбы с этим явлением, Молдове не удается зарегистрировать устойчий экономический рост.

Лянкэ заявил вчера вечером в ток-шоу Cabnetul din umbră на Jurnal TV, что повышение заработной платы судьям, было не самым лучшим решением реформировать системы юстиции. Премьер-министр заявил, что он проведет консультации с участием европейских экспертов, чтобы понять, почему процесс реформ приостановился.

В отношении работы парламента, премьер-министр намекнул, что «интересы некоторых депутатов не совпадают с интересами государства».

Также, Лянкэ заявил, что в отношениях с Россией, Молдова покажет достоинство и потребует уважения со стороны властей Москвы.

В ходе ток-шоу, Юрий Лянкэ отвечал на вопросы ведущего Вал Бутнару, а также на вопросы гостей в студии, журналистов Константина Кеяну и Валентины Урсу и эксперта Центра анализа и предупреждения коррупции Марианы Калугин.

Предлагаем вашему вниманию самые интересные заявления.

Проблема коррупции и визит Баррозу

Валентина Урсу: Баррозу прибыл с подготовленным уроком из Брюсселя, лучше, чем это сделал бы политический класс в Кишиневе. Баррозу затронул проблему коррупции не случайно. От других европейских чиновников, мы слышалали, что эта проблема, дефект, подкидывает неприятности нынешнему правительству, но и будущему. Как вы думаете, есть политическая воля, чтобы бороться до конца?

Лянкэ: Коррупция сильно проникла в наши учреждения и мы стали коррумпированы на уровне привычек и мышления. Правительство не всесильно. Увеличение зарплаты судей было ошибкой. Такими решениями мы не искореним коррупцию. То, что мы говорим на одном языке с г-ном Баррозу, Ромпей и другими главами государств и правительств означает, что по крайней мере мы похожи. Несколько лет назад никто не делал таких заявлений. Первый шаг заключается в признании того, что у нас серьезные проблемы в системе. Как сказал г-н Баррозу: сделать все возможное, чтобы способствовать независимости системы юстиции в стране. С этим я немного не согласен, потому что они действуют как государство в государстве, максимальная независимость и минимум ответственности. Я говорил с г-ном Баррозу, что никто не угрожает независимости системе юстиии, но мы хотим другое отношение.

Константин Кеяну: У нас как бы два правительства: то которым управляете вы, и судебная система, которая делает то, что хочет, а вы никак не реагируете. Диалога нет, они как будто стоят в стороне.
Лянкэ: Существует огромное сопротивление в проведении реформ, смена привычек. Это не очень просто. Иногда мне кажется, что почти невозможно изменить менталитет молдаван. Затем я проанализировал опыт других стран, к примеру Румынии. Меры примененные в других странах, будут применены и у нас, и мы сможем преодолеть это сопротивление. Это не просто. Мы небольшая страна. В маленькой стране, часто бывает трудно действовать в соответствии с правилами, а не в соответствии с отношениями, что ты родственник, кум и т.д. С моей точки зрения, в связи с давлением общества и давлением внешних партнеров, мы приближаемся к критической уровню,и понимаем, что не можем так жить дальше.

Константин Кеяну: Я не хочу, чтобы к власти пришел Воронин и ПКРМ. Несмотря на то, что он использовал деспотические методы, он отстранял судей. Я понимаю, что это не самый лучший метод, но есть альтернатива для этого. После выборов, я надеюсь, что к власти придет проевропейское правительство, но не думаю, что в ближайшие четыре года что-то изменится.

Лянкэ: Это не совсем так. Тот факт, что у нас есть обязательства исходящие из соглашения об ассоциации и о свободной торговле, позволит Еврокомиссии применить другие рычаги, инструменты. Это соглашение означает, доступные для нашей страны ресурсы. Для нас это очень важно в предстоящие недели и месяцы, сделать все, что в наших силах, чтобы начать снос этого нездорового фундамента.

Мы находимся в периоде выборов, когда не следует ожидать серьезны изменений. Значительная часть госслужащих впадают в спячку и ждут, что произойдет дальше. Мы должны продолжить усилия по борьбе с коррупцией. Судья был приговорен к тюремному заключению за взяточничество, даже если сумма взятии невелика, а другой должен был быть осужден за что-то более серьезное, но был оправдан. Я знаю, что сейчас рассматриваются 9 дел о коррупции в отношении судей. Я надеюсь, что другие судьи преодолеют эту ложную солидарность со своими коллегами и примут гражданскую позицию.

Нет времени на отдых. За четыре с половиной года, с 2009 года, я считаю, что должны были появиться причины для более решительных действий. После выборов, мы должны предъявить четкие концепции о реформах, заработной плате. Но без борьбы с коррупцией, я более чем когда-либо убежден, что у нас не будет устойчивого развития.

Валентина Урсу: В судебной системе есть и честные люди. Они требуют навести порядок в политическом классе, где политическая коррупция, распространяется и на другие учреждения. Если и в правительстве и в парламенте будут примеры политиков, может тогда, самым коррумпированным, больше не захочется красть.

Лянкэ: Я думаю, что это неправильный подход — его первым реформы, они первые должны показать пример, которому мы последуем. Каждый должен навести порядок у себя дома. Судьи должны доказать, что могут принимать другие решения. Мы – в правительстве. И в парламенте должны продемонстрировать — так называемый лобби, западная концепция, которая у нас скрывает видимые интересы, у которых нет ничего общего с интересами государства.

Мариана Калугин: Качество политического класса имеет решающее значение. Проблема в том, что мы его создаем, те, кто голосуют. На мой взгляд, правительство не намерено идти до конца. В отношении пакета антикоррупционных законов, принятого в ноябре, один закон все-таки не был утвержден, относительно дисциплинарной ответственности судей. Тогда, мы говорили, что такой подход является абсолютно неэффективным, система должна быть реформирована сбалансировано, и нельзя предоставить заработную плату, в условиях безответственности системы. Тогда даже министр юстиции сказал, что это кардинальный проект. Правительство может себе позволить провести честный анализ, что позволит политикам изменить свое отношение и не быть настолько дерзким в решении проблем.

Лянкэ: Я знаю, что этот проект обсуждается в парламенте. Были найдены решения почти для всех вопросов, где были разногласия. Мне очень хочется, чтобы этот законопроект был утвержден, чтобы создать системный подход, и возложить ответственность на судей.

Мариана Калугин: Был закон о проверке на детекторе лжи кандидатов на должности прокуроров и судей. Молдова одна из немногих стран в которых есть такой закон. С 2008 года этот закон не могут утвердить, потому что правительство должно сформировать комитет и установить правила. Когда решения носят заявительный характер, но нет условий для внедрения закона, как можно продолжить реформы.

Лянкэ: Мы постоянно наблюдаем. Мы должны провести анализ. Есть стратегия судебной реформ, и деньги от Европейской комиссии. Необходимо сделать анализ и установить причины и область стагнации. Проверить резонансные дела. Я думаю, мы проведем заседание без пресс, с участием правительственных и европейских экспертов и представителями гражданского общества, чтобы провести анализ.

Константин Кеяну: Два года назад, Баррозу был в Кишиневе сказал почти то же самое, и на сейчас он подчеркнул необходимость реформ судебной системы. Как будто мы вернулись во времени. Я не вижу прогрессов, мы в стагнации. Как можно выйти из этой стагнации?

Лянкэ: Для меня важно, что впервые был вынесен приговор. Это хороший знак. Если в каждом деле мы будем искать ошибки, мы останемся на том же месте. Я сожалею о том, что мы не смогли проверить и другие дела. По сравнению с тем что было два года назад, у нас есть дела, возбужденные против прокуроров, судей, полицейских, таможенников. Проблема заключается в завершении этих дел. Расследования медленно движутся, но я не согласен, что ничего не произошло.

В эти четыре года мы мы сфокусировались на гармонизации законодательства для учреждений через инструменты и кадры. О монополиях говорил г-н Баррозу. Я считаю, что ничего не делается в этом отношении. Приглашаю иностранных экспертов и снова не вижу никакого эффекта. Конечно, мы должны реформировать политический класс.

Валентина Урсу: Что бы не говорили, что те, кто управляет нами, что политизация учреждений прекратилась, я им не верю. Это видно невооруженным взглядом. Они служат определенным политическим фракциям.

Лянкэ: Главный прокурор возможно, но вот прокуроров выбрали задолго до этого.

Я еще раз повторю: не то, что мы не можем бороться с этой болезнью, но переход будет долгим, и можем потерять всех люди в этом процессе. Чтобы в дальнейшем не потерять всех, изменить наше отношение, мы должны пройти это опыт, давление со стороны Европейской комиссии. Наше решение понятно — европейская интеграция. Это самое быстрое решение этих проблем в системе.

Гагаузия, отношения с Россией и визит Карасина

Лянкэ: Есть местные и внешние силы которые пытаются направить нас на ложный путь. Я думаю, у нас есть достаточно поддержки из вне, чтобы избежать этих ловушек. И дождаться 27 июня чтобы подписать, а затем ратифицировать, победить на выборах и после выборов изменить наше правительство.

Что касается отношений с Россией, есть определенные реалии, которые могут нам нравиться или не нравиться. Если не принимать во внимание, мы находить долгосрочных решений, это может сильно повлиять на экономику, повседневную жизнь десятков тысяч сограждан.

Карасину я сказал и хорошие вещи и не очень. Это произошло в определенном формате, мы хорошо знаем друг друга и я уважаю этого человека. Я по-прежнему буду настаивать на уважении нашей страны Российской Федерацию.

Отмывание денег

Валентина Урсу: В Молдове имеет место отмывание иностранных денег?

Лянкэ: Да, есть дела в этом отношении. Я созвал совещание в результате информации в СМИ о том, что в одном из банков РМ отмыли около 19 млрд долларов.

Отношения со СМИ

Лянкэ: Я всегда чувствую необходимость объективного анализа, критики о том, что мы делаем. Я часто вижу в СМИ свои ошибки: либо некоторые учреждения не выполняют свой долг, в результате чего дети страдают, или некоторые судебные решения я быстрее узнаю из СМИ, чем из других источников.

Заявление Лупуо том, что он не исключает коалиции ДПМ-ПКРМ

Лянкэ: Он опять сказал, что может пойти на лево или на право? Это дежа вю, в которое я больше не верю. (…) Мы должны заняться тем тем, что важно для народа.

Ситуация в ПКРМ

Лянкэ: Отмечу лишь одно, с нетерпением жду того дня, когда из молдавской политики исчезнет название ПКРМ. Тогда мы поймем, что мы достигли такого уровня зрелости, которого хотели. Это мое желание, если я могу помочь им исчезнуть, мы должны убедить наших граждан, что коммунисты думают о прошлом, а не о будущем. Мы сделали много ошибок за 4 года, но надежда нас не покидает.