На столе депутатов новый Кодекс о телевидении и радио (интервью)
В Парламенте недавно был зарегистрирован законопроект нового Кодекса о телевидении и радио. Инициативу подписала Либеральная партия. Однако история этого проекта началась в 2009 году, когда Альянс за евроинтеграцию включил в Программу правительства цель принять новый закон в области телевидения и радио.
В связи с этим была сформирована рабочая группа, которая и разработала этот проект, после чего он был выставлен на обсуждение общественности. Разработка закона проводилась за счет европейских фондов. Совет Европы выделил деньги на разработку текста и проведение экспертиз. Проект получил положительную оценку Совета Европы, ОБСЕ, Европейского союза телевидения и радио.
Несмотря на это проект не попал в Парламент, даже не был зарегистрирован. О старой новой инициативе мы побеседовали с депутатом ЛП Кориной Фусу.
— Этот проект зарегистрирован как проект ЛП?
— Именно так, потому что нам ни в АЕИ 1, ни в АЕИ 2 не удалось его принять, несмотря на все обещания. ДП и ЛДПМ также не поддержали его.
— Почему затянули его принятие?
— На мой взгляд, как ДП, так и ЛДПМ пытаются влиять на телерадиовещателей РМ, и не заинтересованы в их эффективной работе. К сожалению, наблюдается политизирование сферы телевидения в Молдове.
— Какие новшества предлагает этот законопроект по телевидению и радио?
— Целью данного проекта является создание учреждения, регулирующего деятельность телевещателей: Совет телевидения и радио, ныне КСТР, который будет реорганизован, уменьшится число членов с 9 до 5. Их также будет избирать парламент.
Нынешний кодекс предусматривает выдвижение кандидатур гражданским обществом. По нашим наблюдениям, такой способ неэффективен, так как политические партии в любом случае оказывают влияние, следственно, кандидатами становятся лишь люди, пользующиеся политической поддержкой. Так и случается. Все места поделены политически – есть 5 членов Совета, 4 избираются парламентом, и один – президентом РМ. То есть, эти четверо кандидатов политизированы. Народ должен знать, кто выдвигает каждого кандидата.
Это должно быть открыто, как в Румынии. В новом проекте мы даем возможность членам совета иметь некую независимость, так как они избираются на 7 лет, когда парламент – только на 4 года. Кроме того, независимость учреждения зависит от двух факторов: кто избирает руководство, и объем финансирования. Проект предусматривает принятие бюджета совета парламентом на 5 лет. То есть, когда член КСТР назначается на должность, он забывает, кто его выдвинул, и выполняет свои обязанности согласно Кодексу.
— Это реально?
— В перспективе – да. Но мы не может отталкиваться от того, что сегодня это невозможно в РМ. МЫ пытаемся двигаться дальше.
Статья 77. Члены Совета телевидения и радио
(1) Члены Совета телевидения и радио являются гарантами общественных интересов и не представляют органы власти, которые их назначили.
(2) Члены СТР избираются на 7 лет.
(3) На срок исполнения обязанностей членов СТР нельзя сместить.
(…)
(8) Члены СТР являются государственными должностными лицами.
(9) В течение своего срока исполнения обязанностей членам СТР запрещено делать заявления и предпринимать действия, способные причинить ущерб независимости своей деятельность, или пользоваться своим положением в целях получения политических, экономических выгод.
— Как именно можно обязать подлинных собственников СМИ заявлять о своем участии?
— Законодательство обязывает заявителей на лицензию заявлять, кто является конечным владельцем телевидения или радио. В противном случае, СТР имеет право не выдать лицензию. А за подделывание данных грозит штраф с соответствии с законодательством РМ.
Статья 19. Прозрачность принадлежности телевидения и радио.
Поставщики информационных услуг обязаны обеспечить прямой, облегченный и постоянный доступ общественности по меньшей мере к следующим категориям информации:
a) Название, юридический статус и местоположение
b) Имя законного представителя и структура акционариата, до физических или юридических лиц, которые владеют от 20% от уставного капитала
c) Имена ркуоводства и людей, ответственных за издание. (…)
Статья 92. Конкурс на выдачу лицензии.
(…)
(4) Для получения лицензии заявитель в СТР указывает следующую информацию:
a) Паспортные данные физических лиц и/или юридических лиц, участвующих в уставном капитале заявителя и соответственно размер доли их участия и/или список членов/акционеров, а также физических и/или юридических лиц, контролирующих заявителя.
Законопроект предусматривает и полное реформирование компании Teleradio Moldova. Будет упразднена должность председателя компании, а телевидение и радио будут двумя разными учреждениями с раздельным бюджетом.
— Еще одной важной областью, нуждающейся в срочном регулировании, является измерение аудитории в РМ. Описывает ли этот механизм данная инициатива?
— Измерением аудитории сегодня занимается один оператор. Так не должно быть. Согласно европейским директивам, должно быть хотя бы два оператора, так как только в сравнении познается истинное положение вещей на рынке и истинный рейтинг.
Статья 107. Конкурс на измерение аудитории.
(2) Конкурс будет проводить комиссия из 5 представителей телевещателей, 5 представителей рекламных агенств и 5 представителей СТР.
(3) Первый конкурс будет проведен не позже чем через год после вступления в силу данного кодекса, и далее будет проводиться каждые 5 лет.
Данная инициатива описана в перспективе перехода в 2015 году на наземное цифровое телевидение, что предполагает строительство 3 сетей цифрового телевидения (мультиплексы) с национальным покрытием, и еще 21 сети с регаиональным покрытием. Новая система устранила бы разницу в территориальном покрытии телевещателей, и обеспечила здоровую конкуренцию.
— Вы считаете, властям удастся осуществить переход на цифровое телевидение до 2015 года?
— На мой взгляд, переходом к цифровой системе с 2015 года не занимается ни правительство, ни парламент, и даже не КСТР, как будто 2015 год наступит через 50 лет. 2015 год уже не за горами, и лично мне неизвестны какие-либо движения в этом направлении.
Читайте также: