Михаил Пойсик о последствиях свободной торговли с ЕС
Молдова находится накануне вхождения в единый европейский рынок. В связи с этим, власти страны и еврочиновники обещают огромный положительный результат для национальной экономики. Отвечая на вопросы агентства, известный эксперт в области экономики Михаил Пойсик дал пояснения агентству Новости-Молдова о проблемах, которые могут возникнуть вследствие подписания договора о свободной торговле с ЕС.
— Михаил, а как обстоят дела на самом деле? Действительно ли нас ждет экономическое чудо?
— Я буду оперировать по преимуществу цифрами. Главный посыл сторонников зоны свободной торговли с Европейским союзом (ЕС): большой потенциал Молдовы в экспорте своих товаров — глубоко ошибочен. На это, прежде всего, указывают отчётные данные по внешней торговле к примеру, за прошедший год: общий объем экспорта Молдовы за 2012 год составил 2 миллиарда 161,8 миллионов долларов США, в том числе в страны ЕС 1 миллиард 13,4 миллионов долларов, в Турцию – 65,1 миллионов, в страны СНГ – 928 миллионов, из которых в Таможенный союз (ТС) 786 миллионов долларов. Это в то время как общий объем импорта за этот год составил 5 миллиардов 213,1 миллионов долларов, в том числе из стран Евросоюза 2 миллиарда 318,7 миллионов, из Турции — 388,2 миллионов, из стран СНГ – 1 миллиард 623,8 миллионов, из которых из стран Таможенного Союза – 1 миллиард 15,6 миллионов.
Таким образом, с Турцией, с которой нам настоятельно навязываются условия свободной торговли, отношение экспорта к импорту один к семи. Понятно, что при подобном сальдо турецкие власти будут и дальше всячески стремиться к тому, чтобы получить от Молдовы долгожданные преференции. В торговле с ЕС налицо существенно более высокий товарооборот, чем с ТС. Но вот отношение экспорта к импорту уже существенно хуже.
Однако главные проблемы Молдовы далеко не в этом.
Во-первых, пользуясь действующим договором об асимметричной торговле с Евросоюзом, молдавские экспортеры уже ряд лет отправляют свою продукцию на Запад без пошлин, а устанавливаемые для нас ежегодно квоты в целом достаточны, так как мы их регулярно не осваивали. Тем не менее, роста экономики от беспошлинного доступа на рынок ЕС, как нам обещается, до сих пор почему-то не наблюдается.
Во-вторых, примерно треть всего молдавского экспорта – это реэкспорт. А для него заявляемые преференции иллюзорны.
В-третьих, половина экспорта в ЕС – это продукция из давальческого сырья, изготовленная по документации западных заказчиков с минимальной добавленной стоимостью, напрочь исключающей интеллектуальную составляющую молдавских граждан.
— А как обстоят дела с платежным балансом РМ по внешнеторговой переработке давальческого сырья внутри страны?
— Сравнительный анализ показывает, что в 2010 году экспорт такой продукции составил 410,6 миллионов долларов, в 2011 — 522,1 миллионов, в 2012 — 526,3 миллионов, что в среднем составляет 486,3 миллиона. Импорт за тот же период представляется в следующих объемах: 2010 — 308,5 миллионов, 2011 – 424 миллиона, 2012 — 396,2, что в среднем составляет 376,2 миллионов. Таким образом, добавленная стоимость за данный период составляет в среднем 110,1, а удельный вес в экспорте в среднем исчисляется в размере 22,8 миллионов.
Организация сбыта готовых изделий, произведенных по данной схеме, естественно, не наша проблема. Здесь также, можно смело утверждать, дополнительные преференции от ЕС нам не нужны.
— Что же мы экспортируем на самом деле как настоящий местный продукт, и не становимся ли мы просто по преимуществу местом сборки товаров за счет завоза сырья и экспорта конечного продукта?
— Если из общего объёма вычесть продукцию из давальческого сырья и реэкспорт, то получается, что удельный вес продукции, сделанной на основе собственного интеллекта и отправляемой в ЕС, всего-то шестая часть. Но и из неё половина – примитивное сырьё: зерновые, зернобобовые и подсолнечник. Назад мы теперь получаем мясо, семенной, посадочный и другой репродуктивный материал. Молдавский научный потенциал в конечной продукции страны уже, практически, не задействован..
— А как конкретнее обстоят дела с экспортом и импортом сельскохозяйственной продукции в ЕС?
— Вкратце это выглядит так. Импорт и экспорт полевых культур и продукции животноводства в среднем за 2010 – 2012 годы имеют следующую динамику. Импорт зерновых и зернобобовых составил 1,0 тысяч тонн, стоимостью в 2,4 миллионов (семена), экспорт – 166,4 тысяч тонн, стоимостью в 43,6 миллионов; импорт подсолнечника – 0,4 тысяч тонн, стоимостью в 3,6 миллионов (семена), экспорт – 73,4 тысяч тонн, стоимостью в 41,8 миллионов; импорт свинины – 2,9 тысячи тонн, стоимостью в 8,0 миллионов долларов, а экспорт составил ноль, как, впрочем, и в случае с мясом птицы (импорт – 2,8 тысяч тонн, экспорт – 0 ). И с племенными яйцами птицы (импорт – 6,6 млн. шт., экспорт – 0.) Перечисленные позиции экспорта это чистое сырье, которое и так охотно закупают европейцы.
Таким образом, из 1 млрд. долларов остаётся где-то двенадцатая часть молдавского экспорта в ЕС, которая, действительно, вроде бы нуждается в снижении таможенных барьеров.
— А может это с овощами и фруктами дела обстоят получше?
— К сожалению, овощей до сих пор мы практически вообще не экспортировали. Давайте прибегнем снова к цифрам. Итак, за тот же период 2010-2012 мы импортировали из ЕС в среднем за год 21,4 тысяч тонн картофеля, 0,4 тысячи тонн огурцов, 1,0 тысяч тонн лука и 4,5 тысяч тонн моркови. Это, несмотря на то, что Молдова претендует на статус аграрной страны. Как защищены наши производители, наглядно высвечивается из этих примеров.
Что же касается фруктов, которые выращиваются у нас в серьезных объемах, картина выгладит так. По фруктам, винограду, овощным консервам и вину зафиксированы некоторые объёмы. Но они в разы меньше, чем в Таможенном Союзе. Импорт яблок и груш за то же трехлетний период в целом составил в среднем 2,6 тысяч тонн, а их экспорт – 170 тысяч тонн, из которых 166 тысяч тонн в страны ТС, и только 3,3 тысяч тонн в страны ЕС. Разница в объемах просто астрономическая. Примерно такое же соотношение и с виноградом и другими фруктами.
— После столь детального анализа, что должно понять наше общество и какие выводы следовало бы по логике вещей сделать властям?
— Очевидным является и то, что приведенные объемы экспорта собственной продовольственной продукции в ЕС экономического рывка нам не дадут. Там субвенции аграриям в 12-17 раз выше, чем в Молдове, да и технологический разрыв в настоящее время таков, что должны пройти десятилетия, чтобы национальные производители в конкурентоспособности могли хотя бы приблизиться к ним.
И о каком росте конкурентоспособности национальных производителей может идти речь при отмене действующих ныне импортных пошлинах на сахар в 75%, на свиное и говяжье мясо 20%, плюс 200 евро за каждую тонну, на мясо птицы 20%, плюс 100 €/т и т.д.?
Разве не очевидно, что после упразднения названных тарифных барьеров национальные производители уже в ближайшее время разорятся?
В 15-м приложении к Соглашению о зоне свободной торговли с Евросоюзом даются квоты на экспорт, устанавливаемые для экспорта из Молдовы и график снятия таможенных пошлин с импорта из ЕС, а также определены, по сути, технические условия для молдавской продукции.
Именно в 15-м приложении заложено множество потенциальных проблем, развернутую оценку которым пока никто не дал.
— Правильно ли мы поняли, что экономика страны будет подвергнута еще более жестким испытаниям после вхождения в силу новых таможенных правил отношения с ЕС?
— Тут цифры говорят сами за себя. И кто читает их внимательно, не может не понять, куда преимущественно следовало бы ориентироваться нашей экономике в своих внешних связях.
Безусловно, развивать торговые и иные связи со странами ЕС необходимо, как и гармонизировать с ними законодательную и нормативную базу. И не черепашьими шагами, как зачастую до сих пор происходило, а высокими темпами. Ибо, фактически, только благодаря последовательному прессингу по отношению к правящей элите страны со стороны западных кураторов по развитию, у нас хоть и медленно, но всё же продвигаются реформы без реализации которых Молдова не может считаться цивилизованным государством. В то же время наши правители должны отстаивать более умело и профессионально экономические интересы страны в диалоге с европейскими партнерами. Тут игра в поддавки или чрезмерная сговорчивость могут иметь очень тяжелые последствия для страны.
Читайте также: