В Киеве впервые с начала кризиса стороны заговорили о возможном компромиссе
В выходные Украина уверенно сползала в состояние хаоса. По всей стране шли захваты обладминистраций, которые нередко заканчивались жестокими столкновениями, ранениями и арестами. В Киеве был захвачен штурмом Украинский дом. Продолжается противостояние на Грушевского.
14 из 25 обласных администраций блокированы демонстрантами. Государственные учреждения в четырёх городах Украины были взяты штурмом, остальные десять региональных администраций в других населенных пунктах оккупированы без сопротивления.
Хотя большинство акций протеста проходят на Западной Украине, где активизировались националисты, поддерживающие про-европейскую ориентацию, захваты основныех государственных учреждений прошли и в других частях страны.
В воскресенье тысячи людей пытались штурмовать администрацию Запорожской области на востоке Украины, охраняемую сотнями милиционеров.
На этом фоне впервые с начала кризиса стороны заговорили о большом компромиссе.
В субботу атмосфера в столице была очень напряженной. Еще ночью МВД заявило о том, что охрана Майдана захватила в плен двух и ранила одного сотрудника милиции. Днем их освободили, как сообщали в министерстве, со следами жестоких пыток. Вслед за этим появилось очень жесткое заявление министра внутренних дел Виталия Захарченко. Он заявил, что на Евромайдане складируется оружие и ситуация складывается так, что его придется зачищать силой. Те, кто останутся на Майдане, — экстремисты.
После этого все ждали известия о введении чрезвычайного положения в столице и силовой зачистке Майдана, но вместо этого пришло иное известие — начались переговоры Януковича и трех лидеров оппозиции. Последним Майдан запретил общение с Януковичем. Но, как пояснил Яценюк, продолжить переговоры попросил Совет церквей. Кроме того, по словам Яценюка, указ о введении чрезвычайного положения — уже на столе у президента, и нужно сделать все, чтобы предотвратить кровопролитие. Через три часа оппозиционеры вышли от президента. А еще через какое-то время было озвучено, о чем именно они договорились.
Услышанное повергло в шок всю страну. Пост премьера президент предложил отдать Яценюку, а пост гуманитарного вице-премьера – Виталию Кличко. Если бы это не сообщила лично министр юстиции Елена Лукаш, то подумали бы, что это шутка.
Кроме того, Лукаш сказала: «Власть и оппозиция договорились, что последняя освобождает все захваченные здания во всех регионах, а власть освобождает всех арестованных активистов Майдана».
Соцсети тут же взорвались гневными комментариями в адрес вождей оппозиции: «продажный кролик», «преданная революция» — были самыми ласковыми из тех, которые использовали сторонники Евромайдана. Также говорили, что это «развод», чтобы поссорить Яценюка с Кличко и унизить последнего должностью гуманитарного вице-премьера.
Но все ждали, что скажет сама троица. Прошел слух, что она с гневом отвергла предложения президента. Но с трибуны Майдана прозвучали иные слова. Помимо Яценюка, Тягнибока и Кличко на сцену вышел еще и Петр Порошенко. Яценюк сказал, что готов взять на себя ответственность за ситуацию в стране, но при выполнении ряда условий. Остальные ораторы не возражали. Майдан недовольно шумел.
Позже оппозиция разъяснила, что за условия имел в виду Яценюк. Это в первую очередь освобождение всех политзаключенных, включая и Юлию Тимошенко, и активистов Евромайдана, отмена всех законов от 16 января, вывод войск и милиции с улиц Киева, быстрый возврат к Конституции 2004 года, предусматривающей парламентско-президентскую форму правления и подписание Соглашения с ЕС. И только после всего этого, акции протеста можно будет прекратить.
«Мы не верим ни одному слову Януковича. С другой стороны, мы не боимся ответственности. Но мы должны видеть, что его предложения — не попытка усыпить бдительность, чтобы перегруппировать войска, напасть на Майдан и зачистить его. Поэтому мы требуем последовательных действий», — говорит нардеп от «Батькивщины» Андрей Павловский.
Очевидно, что ответные условия оппозиции для Януковича неприемлемы. Освобождение Тимошенко сразу же даст оппозиции единого лидера и тогда уже ее придется назначать премьером, а не Яценюка, что, естественно, невозможно. Вывод войск и спецназа из Киева делает президента и власть полностью беззащитными перед протестующими, которые в любой момент смогут занять госорганы. Да и вряд ли президент готов доверить оппозиции формирование всего правительства. Он говорит только о двух позициях — премьера и вице-премьера. То есть пока взаимные условия сторон друг другу противоречат.
Читайте также: