Некоторые «украинские» уроки для Молдовы с Россией
Какие же уроки могут извлечь из событий на Украине, (еще не устаканившихся), население Молдовы, местные политические фигуранты, а также и небезразличные к бессарабским реалиям российские организации. Разумеется, те, которые имеют отношение к «молдавскому направлению».
Сегодня всем понятно то, что проницательные люди видели изначально в проекте «Восточного партнерства». Это его разрушительная суть для стран внедрения и антироссийский характер.
И Украина, и Молдова, как страны, существуют благодаря определенному балансу интересов и сил. Это состояние подвижное, как броуновское движение, но все же удерживаемое в определенных параметрах. Одна из главных сил, обеспечивающих относительную стабильность, — воля России и ее политика. Сегодня Россия не просто самый сильный региональный игрок Евразии, но как показали события в Сирии (и не только) – один из мировых центров силы. Нравится это кому-то или нет.
Попытка ослабить роль российского фактора в делах Украины и Молдовы, как следствие имеет распад этих государств. В случае Молдовы это очень показательно, так как пророссийское Приднестровье – наглядный пример такого «якоря», который удерживает Молдову от поглощения Румынией и фактически обеспечивает существование страны. (Разумеется, наряду с неуемным желанием молдавской элиты воровать и обогащаться). Это понимают все и на востоке, и на западе и поэтому так много внимания уделяют Приднестровью. А страны запада — ассимиляции его с «правым берегом» и одновременному выводу российских миротворцев из зоны конфликта.
Майдан был примечателен тем, что всем показал, кто именно стоит за проектом «Восточного партнерства». Приезд в Киев и агитация на митинге официальных лиц американской администрации, а также сенаторов, включая неоднозначного, с характером «ястреба», Маккейна явили «потрохи» и «тайные пружины» проекта. Теперь антироссийский смысл «Восточного партнерства» у всех на виду. Кроме того, нужно понимать, что сегодня – это показали мировые опросы общественного мнения – 25% населения планеты считает США главной угрозой миру во всем мире. (В России таковых более 50%).
И, следовательно, американский «негатив» теперь перетекает и на тех, кто сотрудничает со страной-угрозой всему миру.
Но зачем нужен нынешним властям Молдовы антироссийский вектор «Восточного партнерства»? Они что не понимают, чем это может закончиться для них и для страны? Они что, мечтают повторить судьбу Михаила Саакашвили?
Как ни странно, но мы получили косвенное подтверждение, что таки да, хотят повторить и мечтают. Подтверждение подарил нам Влад Филат, прибыв на майдан, чтобы поддержать попытку государственного переворота в соседней Украине и став плечом к плечу в этой авантюре с экс-«батони» Грузии — Саакашвили.
Разумеется, на этот поступок обратили внимание и в Приднестровье, и в России.
Так хорошо ли просчитали последствия своих шагов лидеры молдавской правящей коалиции? Что их заставляет так верить в успех своей сомнительной комбинации?
Почему-то интуиция подсказывает, что молдавский король «голый». Вернее, на нем нет ничего, кроме потрепанного звездно-полосатого флага.
Но руководство Молдовы, парафировав соглашение об ассоциации с ЕС, начало свою опасную прогулку по лезвию бритвы. Мы знаем, что даже незаряженное ружье стреляет, поэтому, согласившись на европейско-американский план создания миграционных пунктов контроля, власть правобережной Молдовы взяла в руки не просто «ружье», а целый арсенал средств поражения.
Но этого мало, вводя новые экономические нормы и регламенты, Кишинев запустил процесс открытой сегрегации приднестровского региона. Тирасполь просил неоднократно ознакомить его с нововведениями (заключенными в соглашение об ассоциации с ЕС), но ответов не было. Словом, Приднестровье все больше и больше совершенно сознательно превращают в своеобразное «гетто».
В Приднестровье перед Новым годом одобрили введение российского федерального законодательства, с приоритетом над местным. Конечно, в Кишиневе заголосили, увидели в этом провокацию. А напрасно. Это ответ на односторонние действия по евроинтеграции Молдовы.
Москва и ранее предупреждала, что если Кишинев начнет «душить» Тирасполь, следует ожидать ответных шагов.
С законодательством все понятно, а что еще может последовать?
Не нужно быть большим стратегом, чтобы понимать, что вслед за утверждением законодательства, Россия может открыть в Приднестровье таможенный терминал. Законодательство российское, собственность российская, граждане большей частью российские…Почему оформлять товар, который идет в РФ, должны посредники, скажем Кишинев?
Звучит фантастически? Это как посмотреть. Пример Кипра очень поучительный.
Пока, мы, конечно, забегаем далековато во времени и обстоятельствах, потому что впереди Молдову и Приднестровье ждет иная серьезная коллизия. Руководство России объявило, что как председатель «группы восьми», Москва предложит в июне 2014 г. большим странам решение приднестровского замороженного конфликта. Безусловно, в основе предложения будет новый вариант «меморандума Козака». Не потому, что россияне не хотят обновлять наработки, а потому, что за десять лет после реальной попытки решить приднестровскую проблему, стороны так отдалились, что кроме как конфедерации – в лучшем случае — никто другого предлагать и не станет. Либо признание по примеру Косово, либо переформатирование Молдовы. Возможно, с созданием других федеративных образований – гагаузско-болгарской «Республики Буджак» на юге, а также «Бельцкого уезда» на севере.
Все это очень реально, потому что является альтернативой распаду Молдавского государства. Из-за политики «евроинтеграции», которую проводят местные «саакашвили».
Уже сам факт появления нового плана решения приднестровской проблемы способен взорвать молдавскую политическую жизнь, так как ситуация в стране настолько неустойчивая, что каждая новая «капля» может стать критической, и «плотину прорвет».
Теперь мы понимаем, сколь неосмотрительным было решение правящей ныне коалиции визировать соглашение о евроинтеграции. Если Украина оказалась «на волоске» от раскола, а кризис окончательно не преодолен, то Молдова может кануть в лету быстро и безвозвратно, если будет упорствовать в евроинтеграции.
Второй по важности урок. Документы перед парафированием надо не только читать, но и изучать. На Украине никто соглашение до конца так и не прочитал, как стало ясно. А это более 900 страниц мелким шрифтом. Когда дочитаешь последние страницы, забудешь, что было в начале и даже середине. Брюссель подобное устроил намерено, потому что это соглашение – сети, которые набрасывают на мелкую рыбешку и покрупнее. Виктор Янукович опомнился в последнюю минуту, и то после того как на него надавили промышленники с востока страны. Президент Украины обещал уволить тех, кто занимался соглашением с Брюсселем.
В Молдове разумеется, ситуация та же. Ни правительство, ни парламент, ни эксперты, никто документ до парафирования не читал. Прочитать его могли, если бы он был на руках. А на руках его не было. Европейцы не дали, чтобы не было утечек. А утечки могли навредить делу. Это доказывает то, что вот уже почти два месяца текст соглашения переводят, чтобы обнародовать.
Когда опубликуют, многие ахнут, так как выяснится, что часть полномочий по регулированию в экономике (то есть функции правительства) отойдет к Брюсселю, будут и военные аспекты. Но не станем забегать вперед. Для всех нас в Молдове важно, что нынешнее правительство, подписав не глядя, без предварительного ознакомления, огромной важности документ, предусматривающий, в том числе, уступку части суверенитета, возможно, совершило преступление против собственного народа. Это в худшем случае. В лучшем – не выполнило свои функции. И то, и другое — более чем серьезный повод для отставки. Любое не надлежащее исполнение правительством своих функций является основанием для подобного вывода и требует оргрешений.
Пример Украины нам показал, что содержание соглашения об ассоциации необходимо немедленно рассмотреть, досконально изучить, и — если потребуется — отправить правительство в отставку. Потому что договор касается не только экономических агентов, но и вносит коррективы в жизнь населения страны в целом, включая трудовых мигрантов, работающих за рубежом. Возможные визовые послабления бонусом и оправданием не являются.
Конечно же, подталкивает евромайдан и к выводам относительно деятельности неправительственных организаций. Поскольку работу НПО финансируют, в основном, американские и европейские фонды и структуры, то такие организации нельзя назвать молдавскими общественными объединениями. Да, зарегистрированы они у нас, но они не наши, так как действуют в интересах других стран и находятся на их содержании. В первую очередь, это касается, тех организаций, которые вмешиваются в политическую жизнь страны.
Во время выборов 2009 г. Фонд Сороса презентовал книгу об индексе коррумпированности молдавских политиков. Вещь, конечно, хорошая, нужная. Но является элементом политтехнологий. Тогда Центризбирком запретил публикацию этой информации. Во время выборов, проплаченные западом, политологи проводят линию интересов своих заказчиков, с экранов ТВ убеждают нас в том, что требуют их хозяева из-за бугра. Однако экспертов представляют местными аналитиками и политологами. Что, конечно же, несправедливо и не соответствует сути. Если ты получаешь зарплату из США, Германии, России, то и представляться надо соответственно: американский эксперт, российский эксперт. Под местных нечего косить.
Украинская практика, молдавская и других стран показывает, что неправительственные организации становятся важным элементом «цветных революций», чем они заниматься в принципе не могут, так как не являются политическими силами.
И, конечно же, не должны они и подталкивать к ликвидации государства как такового.
Как сообщало в 2012 г. Romanian Global News, в Кишиневе прошла международная конференция, посвященная объединению Румынии и Молдовы. Тема мероприятия — “Объединение двух германских государств — модель евро-атлантической интеграции для Республики Молдова, путём объединения двух румынских государств”. Организаторами конференции выступили: Румынский центр исследований и стратегий, Ассоциация Дж. Маршалла Р. Молдова, Европейский центр исследования этнических проблем Румынской академии в партнерстве с Гражданской платформой «“Actiunea 2012”.
Как видим, неправительственные организации открыто обсуждают стратегию и тактику ликвидация РМ путем объединения с Румынией.
Молдавское государство развивает гражданский сектор, который планирует ликвидировать само молдавское государство. Странный общественный симбиоз.
Следующий урок, но не по важности, и касающийся России – деятельность СМИ.
Сейчас нас интересуют российские телевизионные каналы, которые функционируют в Молдове.
Многие эксперты (и давно) говорят о противоестественной ситуации, сложившейся в этих СМИ. Вы можете себе представить, чтобы на канале TVR 1 на постоянной основе размещались антирумынские программы, да и еще на русском языке? Трудно, очень трудно такое представить. Но вот на Первом российском – пожалуйста. Используя финансы и информационный ресурс России, местные авторы выставляют Россию в дурном свете, охаивают, искажают ее официальную позицию и главное настраивают против России местное население. Поскольку длится это уже давно, то возникает вопрос: неужели господин Эрнст настолько занят, что ему некогда изучить «молдавское досье» и отношения с молдавским партнером?
А ведь проблема решается достаточно просто. Давно пришло время создать в Молдове представительство всех Российских теле- и радиовещателей, главным образом государственных. (Полагаю, о такой, единой структуре не так сложно договориться, с учетом государственных интересов). Такому представительству необходимо передать права трансляции в Молдове российских электронных СМИ. И, я думаю, оно, если будет действовать профессионально, быстро наведет порядок в этой области. Взяв в свои руки продажу рекламного времени, представительство легко найдет общий язык и с местными операторами вещания, и с молдавскими телевластями — КСТР.
Другой важный вывод, который сделали многие жители Молдовы на примере Украины – с Россией можно договориться по цене на газ. Вернее, добиться существенного снижение этой цены, даже на треть, как это сделала Украина. Как тут не вспомнить сельских бабушек, которые приносят в носовых платочках сэкономленные на еде деньги, чтобы купить баллон газа!? И из-за сегодняшней высокой цены, у меня все время возникает вопрос: есть ли сердце у круглолицых молдавских правительственных чиновников, есть ли у них ум? Сколько можно предавать и продавать своих бабушек и дедушек?
С Россией можно договориться по цене на газ. Но чтобы это произошло, нужно перестать играть в чужие антироссийские игры. И нужно учиться быть настоящими людьми, мудрыми людьми.
Через некоторое время будет опубликовано соглашение об ассоциации с ЕС на молдавском и русском языках. Вряд ли оно сильно отличается от того, которое отказалась подписать Украина.
А это значит, что интересы молдавского народа, возможно, не только ущемлены, но и нарушены конституционно.
Если это так, то у здоровых сил молдавского общества, а не только политической оппозиции, просто не остается другого выбора, как обратиться к народу напрямую. А это значит — сбор подписей для референдума по отставке правительства и отмены курса на евроинтеграцию. Проводить такой сбор подписей нужно быстро, юридически точно и корректно.
Как показывает опыт Украины, Молдова вляпалась по уши. Она еще ничего не сделала, но уже опозорилась. Так как глупо надеяться на победу, когда все обстоятельства начинают работать на поражение.
Президент соседней страны, предчувствуя этот, плохой конец молдавских «европриключений», чуть ли не ежедневно выступает с новыми заявлениями об объединении двух стран. Бэсеску говорит, что Россия оказывает давление на Кишинев. «В определенный момент, когда давление станет огромным, Румыния обязана предоставить Республике Молдова альтернативу — европейскую перспективу через объединение». И решать этот вопрос должен политический класс Румынии, без участия молдаван.
Конечно, можно думать, что Бэсеску так озабочен объединением Молдовы и Румынии, потому что боится, что после окончании срока полномочий на него могут надеть наручники за финансовые махинации. А роль собирателя всех румынских земель способна подарить ему иммунитет от преследований.
Как бы там ни было, но Молдова, в конце концов, может не выдержать груз больших и малых испытаний, внутренних и внешних вызовов. И страна канет в лету, как Молдавская Республика образца 1918 г., когда объединение-унирю на своих штыках в Бессарабию принесли румынские солдаты.
Читайте также: