«Восточное партнерство»: жизнь после провала
2013 год должен был стать триумфальным для проекта «Восточное партнерство». На саммите в Вильнюсе планировалось подписание соглашения об ассоциации Евросоюза и Украины, а также парафирование аналогичного договора с Молдавией, Грузией и Арменией. Однако из-за того, что представители Киева и Еревана отказались ставить подписи, саммит обернулся большим конфузом. После этого провала «Восточное партнерство» в своем нынешнем виде, скорее всего, будет свернуто.
Проект «Восточное партнерство» – наследник европейской программы «Политика добрососедства». Она охватывала такие страны, как Белоруссия и Украина, с одной стороны, и, например, Ливия — с другой. Но вскоре стало очевидно, что эти государства слишком сильно отличаются. Тогда «соседство» разделили на две части – «Средиземноморский союз» и «Восточное партнерство». Примечательно, что «союз», по сути, прекратил свое существование, когда в подведомственном ему регионе началась «арабская весна». Генсек этой структуры подал в отставку. Хотя официально проект закрыт не был, но, фактически, сегодня он уже не существует. Теперь, похоже, пришла очередь «Восточного партнерства», уверен глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов:
««Восточное партнерство» как проект, как конкретная программа, принятая в 2008 году, думаю, закончена. «Восточное партнерство» исходило из того, что все входящие в программу страны, за исключением Азербайджана, который попал туда просто «за компанию», институционально будут привязаны к ЕС без особых затрат на это. Не получилось. Когда Евросоюз вышел на постсоветское пространство с серьезными намерениями распространить там свою нормативную базу, Россия стала противодействовать, а ЕС к этому оказался не готов«.
Произошло это, по словам эксперта, поскольку европейские чиновники не умеют мыслить геополитически. Разрабатывая свои планы, они полагали, что речь идет о сугубо экономических вопросах, и, стало быть, у Москвы нет причин возражать. На деле же все оказалось иначе. В итоге разрекламированный «евробюрократами» саммит в Вильнюсе провалился. Комментирует Федор Лукьянов:
«Главное событие не произошло – соглашение об ассоциации Украиной не подписано. Армения «соскочила». Азербайджан и Белоруссия даже не рассматривались. Молдавия, да, остается на пути сближения с ЕС, она парафировала соглашение об ассоциации. Но и Украина его в свое время парафировала. Что будет, когда Молдавия подойдет вплотную к подписанию, и станет ли Россия за нее бороться так же, как за Украину? Не знаю.
Грузия – единственная страна, имеющая шансы подписать соглашение. Но из этого ничего не следует, просто потому, что она слишком далеко от ЕС географически. И теперь тем людям, которые занимались «Восточным партнерством», надо отчитаться за него, как за бюрократический инструмент. И им очень сложно будет объяснить, на что они потратили — даже не деньги, деньги там были малые, – а силы и время«.
Немаловажно, что «Восточное партнерство» – это, в первую очередь, проект таких стран, как Польша и Швеция, в меньшей степени в нем участвовали Германия и Литва. Остальные страны-члены Евросоюза к этой программе всегда относились довольно равнодушно. Между тем в 2014 году председательство в ЕС от Литвы переходит к Греции. Понятно, что Афинам, с их ворохом собственных проблем, будет совершенно не до борьбы с Россией за влияние на постсоветском пространстве.
Впрочем, официально закрывать программу никто все равно не будет, полагает руководитель Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Алексей Кузнецов:
«Как инициатива, «Восточное партнерство» никуда не исчезнет. Более того, все равно будет вестись определенный диалог с отдельными участниками, в том числе и с Украиной. Но я не думаю, что будет что-то революционно-прорывное в развитии этой инициативы«.
Основное внимание в 2014 году ЕС сосредоточит на Молдавии. Этот «восточный партнер» всегда старался сделать все возможное, чтобы понравиться Брюсселю. А еврочиновники, в свою очередь, говоря о Молдавии, использовали выражение «история успеха».
«Медовый месяц» Брюсселя и Кишинева оборвался, когда из-за коррупционного скандала в Молдавии случился политический кризис. Тогда стало очевидно, что ситуация с верховенством права и стандартами демократии в республике далека от идеала. Однако после вильнюсского саммита ЕС вновь начал смотреть на Кишинев с симпатией. Чтобы показать Украине и остальным участникам программы, чего они лишились, свернув с пути евроинтеграции, ЕС теперь постарается осыпать Молдавию преференциями. Уже в ближайшее время между этой страной и Евросоюзом будет введен безвизовый режим. Но, похоже, это и станет главным «призом» для Молдавии. Рассчитывать на большее ей не приходится. Дело в том, что о вступлении республики в ЕС речь никогда не шла и в обозримой перспективе не зайдет. Да и серьезных субсидий, учитывая положение дел в самом Евросоюзе, Кишиневу от него не дождаться.
Читайте также: