Успеваемость школьников зависит и от наследственности
Различия в успеваемости среди школьников при стандартизированном школьном образовании больше всего зависят от наследственности, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS One.
«Мы задались вопросом, почему школьники получают разные оценки на экзаменах на аттестат о среднем образовании. Люди в первую очередь считают, что за это отвечает школа. Но если бы вся ответственность лежала на ней, то все одноклассники учились бы одинаково», — пояснил один из авторов статьи Роберт Пломин (Robert Plomin) из Королевского колледжа в Лондоне (Великобритания).
Пломин и его коллеги проанализировали экзаменационные оценки более 5,5 тысячи пар близнецов, которые в возрасте 16-ти лет сдавали экзамены по обязательным предметам: английскому, математике и естественным наукам. Условия жизни и учебы у пар подростков были схожими.
В среднем 55% различий в успеваемости ученые отнесли на счет наследственности, а 36% — на счет окружающей среды, включая обстановку дома и в школе. Кроме того, исследователи обнаружили небольшие различия между полами: у мальчиков успеваемость сильнее определялась наследственностью, а на девочек больше влияла окружающая среда. Ученые полагают, что успехи в учебе могут зависеть от тысяч генов, влияние каждого из которых очень мало.
Пломин и его коллеги подчеркивают, что наследственность не полностью определяет успеваемость школьника. Однако из-за того, что школа старается дать всем одинаковое образование, генетические различия выходят на первый план. Ученые подчеркивают, что их результаты указывают на необходимость индивидуального подхода в образовании.
В своих предыдущих исследованиях, также проведенных на близнецах более раннего возраста (7, 9 и 12 лет), ученые показали, что способности к чтению, письму и счету еще больше — на 68% — зависят от наследственности.
Читайте также: