Любовь для юных американцев…
Почему любовь для юных американцев
превратилась в «коммунальную услугу»?
АВТОР: О.МАРИНИЧЕВА («ЗНАНИЕ — СИЛА», 1997, №11)
Борьба за свободу любви, пожалуй, не менее длительна и драматична, чем, скажем, борьба классов.
И вот — XX век. Сексуальная революция свершилась! Мы победили? Российским СМИ есть чем гордиться: по количеству обнаженных тел на экранах, плакатах, рекламе, порнографии и свободе нравов мы действительно перегнали Америку.
…Еще на моей памяти, в семидесятые годы, мы спасали на страницах газеты от общественного осуждения юных мам, тогдашних школьниц, воевали за возможность ранней физической близости. И правильно делали, конечно: надо всегда спасать от скорой и жестокой расправы взрослых. Тем более если это любовь. Но теперь опасность пришла с тыла.
Одна молодежная газета игриво хихикает о тех патриархальных временах, когда было популярно и общепризнано как неписаный, жесткий закон выражение «ни одного поцелуя без любви».
И я, и мои ровесники много грешили, но закон этот был для на свят, вольное или невольное отклонение от него воспринималось очень мучительно.
И вот сегодня все эти проблемы просто испарились в результате одной замены: любовью стали называть секс сам по себе, эти слова стали как бы синонимами. Но если еще для хиппи, возможно, так оно и было, то нынешние наследники сексуальной революции шестидесятых годов, похоже, поставили в тупик своих отцов-идеологов на самой родине этой революции — в Америке. Книга профессора Аллана Блума «Закрытие американского духа», вышедшая в США в конце восьмидесятых годов (частично переведена у нас в первом номере «Нового педагогического журнала», изданного в конце 1996 года), тут же стала бестселлером. Книга эта может служить грозным набатом и для нас, для России.
Уже умерший Аллан Блум был специалистом по истории философии, переводчиком и истолкователем Платона и Руссо. Он был также тонким психологом и аналитиком. В течение тридцати лет он преподавал в лучших американских университетах и, похоже, открыл новую цивилизацию — вовсе не ту, которая ожидалась борцами за свободу секса.
«Обещанное немедленное сексуальное освобождение было попросту ожиданием счастья, понимаемого как освобождение энергии, подавленной мрачными тысячелетиями репрессий: это должно было привести к непрерывной великой вакханалии».
И вот все покровы и запреты сняты, и детям еще на школьной скамье все объяснили с биологической, физиологической точки зрения, вооружили их легкодоступными способами избавления от нежелательных последствий. Казалось бы, вот оно, счастье — «предки» не возникают, соседи не осуждают, любите на полную катушку, ребята! Но нет, празднества не случилось.
И в этом-то всё и дело.
«Самый поразительный результат, — пишет Блум, — подлинное откровение сексуальной революции — именно бесстрастие, делающее молодое поколение… непостижимым для старших».
Оставшись наедине с дарами свободы, молодые люди их приспособили утилитарно и деловито: «Они не беспорядочны в половых отношениях, не предаются оргиям и не имеют случайного секса. Как правило, они имеют в данное время одну связь, но большинство уже имело несколько последовательных. Многие живут совместно, почти никогда не рассчитывая на брак. Это попросту удобное соглашение. Как они сами себя называют, они соседи по комнате, включающие секс и удобства в квартирную плату».
Вот так: всего лишь некая коммунальная услуга, необходимая для нормального функционирования здорового организма.
И только одно им непонятно: почему это вся старая литература — начиная с Эдема — изображала совокупление таким темным и сложным делом? Из-за чего было все это беспокойство?
Освободив их от «ненужных комплексов», мы, взрослые, душу их предательски, по сути, обокрали. На что теперь уповать? На случай? Но вряд ли любовь может нечаянно нагрянуть, если уже сложился стойкий стереотип ее суррогата.
С давних пор известно: научить любви, воодушевить душу гораздо труднее, чем обучить сексу, возбудить тело. Говоря языком хиппи, я бы переиначила их фразу: «Make love — not sex!».
Читайте также: